По различным оценкам, дети с трудностями в обучении составляют от 15 до 20% от всех российских школьников. К этой категории учащихся относят детей, которые в силу различных причин имеют стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии каких-либо выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии двигательной сферы, слуха, зрения и речи.
Другими словами, проблемы детей с трудностями в обучении, которые не имеют статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), никак не связаны с их состоянием здоровья или умственным развитием. Однако многие из них на протяжении длительного времени не могут освоить даже базовые школьные навыки – чтение вслух и письмо от руки.
Особенности детей, имеющих трудности в обучении
Педагоги и психологи в первую очередь отмечают у этой категории детей интеллектуальную, социальную и эмоциональную неготовность к учебным нагрузкам в школе.
К основным проблемам ребёнка, которые обусловлены трудностями обучения, относят:
- низкие показатели в развитии когнитивных способностей и в целом слабая познавательная активность, что дополняется быстрой утомляемостью и низким ресурсным состоянием;
- сложности с удержанием в памяти условий задач, продиктованных упражнений;
- наличие нелепых (детских) ошибок в письменных работах при одновременной невозможности самостоятельного их поиска и исправления;
- проблемы с контролем и оценкой собственных действий;
- сложности с длительным удержанием концентрации внимания, неспособность к умственному сосредоточению;
- постоянная переключаемость с одного вида деятельности на другой;
- маленький словарный запас, неумение правильно выстраивать как устную, так и письменную речь;
- неустойчивое психоэмоциональное состояние.
Причины трудностей детей в обучении
Очевидно, что многие проблемы с обучением у детей связаны с организацией самого учебного процесса в школе, а также недостаточным вниманием к этой проблеме со стороны родителей. Немаловажным фактором является и современный образ жизни детей с их многочасовым просиживанием в гаджетах и практически полным отсутствием физической активности.
Но в этом материале рассмотрим причины трудностей с обучением у ребёнка в школе, которые связаны с функциональными особенностями работы мозга. В частности, многие дети не способны нормально учиться, потому что у них наблюдается:
- незрелость мозговых отделов, отвечающих за обработку информации и в целом обучение;
- разбалансированность двигательной активности (гипер- и гипоактивность, повышенная импульсивность, нарушение координации движений и другие моторные трудности);
- неправильный захват карандаша и ручки при выполнении письменных работ;
- незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего ребёнок не готов прикладывать усилия для достижения целей и болезненно реагирует на любые трудности и замечания.
Диагностика трудностей с обучением детей, как правило, предполагает прохождение психолого-медико-педагогической комиссии. По результатам различных тестов члены комиссии определяют, способен ли ребёнок учиться по общеобразовательной программе или нуждается в особой программе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако ПМПК – это всегда стресс для ребёнка, потому что ему на протяжении 1-2 часов предстоит по очереди общаться с логопедом, психиатром, дефектологом и другими специалистами.
Для выявления истинных причин трудностей с обучением у детей в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе используется гуманная диагностика, в основе которой лежит биометрическое исследование.
Самостоятельная помощь детям с трудностями в обучении
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для детей с проблемами в учёбе действуют онлайн и офлайн-программы. Участие в них позволяет вывести ребёнка из кризиса обучения, преодолеть трудности с чтением и письмом и даже повысить академическую успеваемость.
Суть коррекции трудностей с обучением у детей по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе заключается в:
- активизации работы левого полушария мозга, так как именно оно отвечает за логику, математику и обучение в целом;
- преодолении рассогласованности в работе полушарий мозга, которая часто выступает в качестве одной из основных причин, почему дети испытывают трудности с обучением;
- формировании правильной нейродинамики чтения и письма;
- развитии речевого дыхания;
- повышении когнитивных способностей ребёнка;
- решении психоэмоциональных проблем за счёт приведения нервной системы в нормальное состояние, развития таких навыков, как сила воля, самодисциплина, саморегуляция и ответственность за собственные действия и результаты обучения;
- улучшения зрительно-моторной координации и повышения общей координированности тела.
Для достижения этих результатов детям с трудностями в обучении достаточно выполнять специальные психофизические упражнения и регулярно заниматься графокоррекцией!
Более того, все упражнения можно делать дома самостоятельно и тем самым оказать эффективную помощь своему ребёнку, испытывающему трудности с обучением.
Подробная информация о том, какие упражнения нужно выполнять, чтобы улучшить навыки чтения и письма и общую успеваемость в школе, представлена в этих материалах:
- Почему для улучшения почерка нужно делать психофизические упражнения?
- Связь мозга и тела или как улучшить когнитивные способности через физические упражнения.
- Упражнения по методу Татьяны Гогуадзе: почему важно работать в статичных позах?
- Что может рассказать графокоррекция о вашем ребёнке?
- Профилактика трудностей в обучении у ребёнка через физические упражнения.
А для того чтобы повысить эффективность занятий, рекомендуем пройти биометрическое исследование. Потому что биометрия узоров 10 пальцев рук покажет:
- истинные причины трудностей с обучением у ребёнка;
- текущее психоэмоциональное состояние;
- сильные и слабые стороны характера.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Все это позволяет разработать индивидуальный план по решению проблем с обучением у ребёнка с учётом особенностей работы его мозга и характеристик личности.
Уважаемые родители!
Помочь детям с трудностями в обучении можно самостоятельно. Главное – знать истинные причины проблем с учёбой, регулярно заниматься специальными психофизическими упражнениями и поддерживать работу полушарий мозга в согласованном состоянии.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе готов помочь каждому ребёнку решить проблемы с обучением, вернуть радость от учёбы и получения новых знаний.