Мы постоянно пишем, что детям, особенно с трудностями в обучении, нужно максимально ограничить использование гаджетов. Основная причина – это то, что компьютерные игры, просмотр видео, бесполезное пролистывание ленты новостей приводит к рассогласованности полушарий мозга.
Более того, сегодня всё чаще на приём в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе стали приходить мамы старшеклассников с гаджетовой зависимостью, у которых поставлен диагноз «снижение когнитивных способностей». Это объективно показывает, что гаджеты негативно влияют на интеллект детей.
Поэтому одним из основных требований к участникам курса коррекции «Успешный Старт», который проводит лично учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе, является полный отказ от смартфонов на время проведения программы.
Давайте более подробно разберёмся, как гаджеты влияют на мозг ребёнка и почему родителям важно следить за «цифровой гигиеной» своих детей.
Гаджеты приводят к цифровой деменции!
Многие учёные уже открыто говорят, что человечество столкнулось с новой болезнью – цифровой деменцией, которая начинает преследовать человека уже с малых лет. И виной тому – активное использование гаджетов ещё в дошкольном возрасте, которые отрицательно влияют на развитие мозговых структур ребёнка-дошкольника.
Постоянное взаимодействие с цифровыми медиа (социальные сети, ролики на YouTube, в TikTok), компьютерные игры становятся причиной заметного снижения интеллектуального развития современных детей.
Формирование клеток мозга происходит за счёт постоянного обучения и активного взаимодействия с внешним миром, то есть ребёнку, чтобы развиваться, нужно в первую очередь постоянно двигаться и реализовывать свои способности в реальном мире.
Однако, когда ребёнок погружается в виртуальный мир, он перестаёт познавать окружающий его мир. Более того, ребёнок теряет интерес к себе! Так происходит потому, что нарушается целостная гармоничная связь мозга и тела. Как результат – появляются мышечные напряжения, нарушается процесс переработки аудиальной информации, ослабевают глазодвигательные мышцы.
То есть очевидно, что гаджеты крайне негативно влияют на мозг, и, соответственно, у ребёнка начинаются проблемы с обучением:
- ухудшается качество почерка и снижается уровень грамотности из-за моторных трудностей, слабой зрительно-моторной координации;
- нарушается процесс формирования правильной нейродинамики чтения и письма, то есть из-за влияния гаджетов в мозговой деятельности не формируются новые нейронные связи, которые отвечают за обучение;
- ухудшается память и навыки работы с информацией;
- снижается качество чтения;
- появляются проблемы с концентрацией, распределением и переключением внимания;
- нарушается усидчивость: ребёнок начинает постоянно отвлекаться, ему сложно в течение длительного времени выполнять один вид деятельности.
Монотонные занятия для детей с гаджетовой зависимостью становятся просто недоступными.
Все эти проявления фиксируются и специалистами Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Это объективно доказывает, что активное использование детьми гаджетов приводит к развитию цифрового слабоумия, в том числе у детей дошкольного возраста!
Влияние гаджетов на психику детей
Смартфон и планшет – это быстрый и простой способ получения дофамина, гормона, который доставляет радость. Современному ребёнку не надо прилагать усилия, чтобы самостоятельно «добыть» дофамин, ведь достаточно взять в руки телефон.
Такое поведение приводит к тому, что ребёнок начинает испытывать зависимость и острую потребность взаимодействовать с виртуальным миром своего гаджета, который вложили в руки ребёнку сами родители.
В таких условиях не нужно делать ничего, чтобы получить информацию, развлечения и чувство наслаждения. Ребёнка уже не будет радовать новая игрушка, прогулка в парке, игры на свежем воздухе, вкусная еда, ведь единственным способом получения радости и гормона счастья становится смартфон.
Естественно, что когда у ребёнка даже на время забирают гаджет, это крайне негативно влияет на его психику, потому что его лишили основного источника радости и удовольствий!
Поэтому даже если ограничивать использование смартфона, такое ограничение в любом случае отрицательно сказывается на психике ребёнка, которое можно наблюдать в следующем:
- проявление истерии;
- необоснованная агрессия;
- повышенная плаксивость, особенно у мальчиков;
- эмоциональное напряжение;
- замкнутость, нежелание ни с кем разговаривать;
- неврозы, бессонницы, чувства тревоги;
- апатия ко всему вокруг;
- расстройство пищевого поведения, ведь многие маленькие дети напрочь отказываются кушать, пока им не включат мультики. А без них дети начинают истерить!
Как влияют гаджеты на здоровье ребёнка
У детей, которые часами просиживают в смартфоне, под ударом находится не только работа мозга и психика: у них также страдает физическое здоровье!
Ребёнок ведёт сидяче-лежачий образ жизни, мало двигается на свежем воздухе, сидит в неудобной позе и часами всматривается в яркие, быстро мелькающие картинки.
Разумеется, что в таком случае отрицательное влияние гаджетов на здоровье очевидно. Высока вероятность появления следующих проблем:
- снижение остроты зрения. Даже несмотря на то, что экраны современных телефонов относительно безопасны, наличие ярких цветов, мелкого шрифта, мелькающих картинок приводит к перенапряжению глаз;
- нарушение осанки, так как дети сидят криво, сутулятся и постоянно держат голову в согнутом положении;
- лишний вес. Особенно это актуально для подростков, когда у них начинается гормональная перестройка, поэтому организму крайне важно в это время быть активным и здоровым.
Да, и в целом, дети, которые проводят много времени в телефонах, обычно выглядят более болезненно, чем их сверстники, которые ведут здоровый образ жизни.
Уважаемые родители!Гаджеты крайне негативно влияют на детский мозг, а также общее интеллектуальное и физическое развитие ребёнка. Неслучайно существуют рекомендации от врачей-педиатров, согласно которым установлены оптимальные нормы непрерывного использования гаджетов детьми разного возраста:
- дети 3-7 лет – 10 минут;
- ученики начальной школы – 15 минут;
- подростки – 20-25 минут.
А детям до 3-х лет строго запрещено брать гаджеты в руки и даже смотреть телевизор!
Хотите помочь своему ребёнку избавиться от негативного влияния гаджетов?
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе в рамках своих программ «Успешный Старт» и «Тренируйся и учись!» помогает детям и их родителям изменить своё отношение к гаджетам, учит обходится без них и показывает, какие преимущества открываются перед ребёнком, когда он отказывается от цифровых устройств и обретает навык чтения вслух и письма от руки.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.