Трудности с освоением навыка чтения и письма сегодня испытывает множество школьников, и проблемы могут сохраняться на протяжении нескольких лет обучения. Таких детей часто считают ленивыми и неспособными нормально учиться, некоторым рекомендуют пройти ПМПК для того, чтобы они смогли учиться по адаптированным программам.
Однако очень часто трудности в чтении и письме объясняются не интеллектуальными способностями ребёнка, а неправильно сформированной нейродинамикой.
Что такое нейродинамика, как она влияет на способности к обучению и какие упражнения нужно выполнять для её формирования – ответы в нашей статье.
Определение нейродинамики
В первую очередь о неправильно сформированной нейродинамике будут свидетельствовать устойчивые трудности овладения чтением и письмом:
- Низкая скорость чтения при общем плохом его качестве.
- Чтение слов или даже предложений справа налево, написание цифр и букв снизу вверх. При рисовании также линии идут снизу вверх и справа налево.
- Частые пропуски букв на письме, общая низкая грамотность.
- Перестановка букв и слогов местами на письме и во время чтения.
- Непонимание смысла прочитанного текста.
- Отставание за темпом чтения и письма в классе.
Почему так происходит? Потому что при неправильно сформированной (низкой) нейродинамике мозг просто не способен контролировать движения глаз и рук, он не может синхронизировать их работу. В результате мозгу приходится затрачивать колоссальные усилия, чтобы хоть немного сфокусироваться на строчке текста или письма. Естественно, что в таких условиях возникают серьёзные трудности при формировании навыков чтения и письма.
Более того, неправильно сформированная нейродинамика может привести к снижению когнитивных способностей: внимания, памяти, также понимания прочитанного или написанного.
Из-за постоянных микроконфликтов в работе полушарий мозга по причине неправильно сформированной нейродинамики ребёнок со временем может начать постоянно пребывать в неустойчивом психоэмоциональном состоянии. Такие дети очень раздражительны, часто говорят на повышенных тонах. Они даже могут испытывать сильные головные боли, когда начинают читать.
Упражнения для развития нейродинамики
Выше мы писали, что увеличение объёмов чтения и письма, постоянное переписывание текстов, да и занятия с прописями только усугубляют ситуацию с обучением. Так происходит потому, что у ребёнка в мозге сформированы определённые нейронные связи, то есть уже существует чёткая нейронная сеть, которая и определяет качество навыков и умений человека, в нашем случае – навыков чтения и письма.
Для выполнения коррекции письма и чтения необходимо, в первую очередь, прекратить использовать старые нейронные связи. Другими словами, их нужно сначала разрушить, а потом сформировать новые нейронные связи, то есть правильную нейродинамику.
И для этого как раз не нужно писать и читать, так как это будет только закреплять уже имеющиеся неправильные навыки!
Первая и основная задача – обеспечить скоординированную работу мозга, глаз и руки, то есть нужно сделать так, чтобы глаза и пишущая рука двигались по листу бумаги слева направо и сверху вниз, а при необходимости ребёнок мог вовремя остановиться и переключиться. Именно такая нейродинамика в работе мозга обеспечивает комфортную нейронную связь «глаза – рука – мозг».
И для формирования такой нейродинамики нужны специальные упражнения.
Методика Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе
На программе коррекции дислексии и других трудностей в чтении и письме у детей «Успешный старт» предлагается на 7 дней полностью отказаться от чтения и письма. Это нужно для того, чтобы мозг забыл старые нейронные связи и начал формировать новые. Самое ценное в этом забывании то, что ребёнок одновременно со старыми навыками забывает и те эмоции и переживания, которые были вызваны трудностями в чтении и письме.
И лучшее упражнение для формирования правильной нейродинамики – графокоррекция, благодаря которой ребёнок учится держать строчку, вести её слева направо и сверху вниз. Это упражнение меняет работу мозговых ритмов, благодаря чему улучшается почерк, повышается грамотность письма, чтение становится более беглым и осмысленным, а речь – более глубокой и насыщенной.
Графокоррекция позволяет произвести не только коррекцию навыков чтения и письма. Она помогает повысить самооценку, преодолеть расстройства моторно-двигательных функций, гиперактивность, повысить уровень самоконтроля и психоэмоциональной устойчивости.
Дополнительно для формирования правильной нейродинамики рекомендуется выполнять специальные физические упражнения, которые направлены на стимуляцию работы мозга, в частности, мозжечка, и обеспечение доминации левого полушария мозга.
В итоге после формирования правильной нейродинамики у детей не только улучшаются навыки чтения и письма, но и повышается интерес к учёбе, так как они начинают понимать, о чём они читают и что пишут.
Таким образом, без уроков чтения и письма дети могут обрести способность вслух читать и грамотно писать, ведь проблема решается с помощью правильно сформированной нейродинамики!