Различные исследования показывают, что почти у 50% детей, идущих в первый класс, не полностью сформирована зрительно-моторная координация (ЗМК). А ведь ещё 20-25 лет назад таких детей было не более 10%!
И причинами неразвитой ЗМК в большинстве случаев являются не какие-то проблемы со здоровьем, зрением или отставанием в развитии. Наоборот, нарушение зрительно-моторной координации наблюдается у абсолютно здоровых детей, что объясняется отсутствием необходимой практики, которая требуется для её становления.
Другими словами, у детей есть проблемы со зрительно-моторной координацией не потому, что у них есть статус ОВЗ, а потому, что они ведут малоподвижный образ жизни и много времени проводят за гаджетами. Такой образ жизни не только не способствует развитию зрительно-моторной координации, но и нарушает её формирование.
Что такое зрительно-моторная координация?
Классическое определение звучит следующим образом: зрительно-моторная координация – это согласованность движений и их элементов в процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. То есть это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки», когда человек глазами видит и контролирует то, что делают его руки.
От уровня развития зрительно-моторной координации у детей зависит:
1. Аккуратность, беглость и ровность почерка, так как ребёнок должен одновременно видеть, что он пишет и как он пишет. А если ЗМК не сформирована, то буквы и строчки будут прыгать, а в тетрадях будет постоянная грязь.
Более того, зрительно-моторная координация влияет на уровень грамотности, ведь без должного уровня её развития ребёнок может даже не видеть свои ошибки. Особенно много ошибок дети допускают при списывании: пропуски букв, замены и перестановки букв и слогов и даже целых слов, «зеркальное письмо».
И очень часто детям с такими ошибками в письме ставят диагноз «дисграфия», хотя истинная причина неграмотного письма достаточно часто заключается в несформированной зрительно-моторной координации.
2. Скорость, чёткость и плавность чтения. У детей с недостаточно развитой зрительно-моторной координацией взгляд буквально прыгает по строчкам, они не могут сосредоточиться на том, что читают. Как результат – прерывистое, сбивчивое и часто угадывающее чтение. Детям даже не помогает палец, которым они следят за строчкой, ведь они всё равно не могут остановить свой взгляд на одной точке.
3. Успешное освоение таких навыков, как раскрашивание, вырезание, штриховка, потому что здесь требуется высокий уровень контроля работы глаз и рук.
Кстати, дети со слабой зрительно-моторной координацией с трудом осваивают навык шнуровки, так как им сложно контролировать работу своих рук.
Важно! На базе зрительно-моторной координации формируются графо-моторные навыки, то есть без развитой ЗМК грамотное и красивое письмо просто невозможно.
А ещё зрительно-моторная координация влияет на взаимосвязь таких областей, как чувство направления, пространственное воображение, визуальное восприятие, мелкая моторика, латеральность (асимметрия или неполная идентичность правой и левой половин тела).
Без сформированной ЗМК ребёнку будет трудно хорошо учиться в школе, а вероятность того, что он попадёт в категорию детей с трудностями в обучении, существенно возрастает.
Как развить зрительно-моторную координацию?
Скоординированная работа системы «глаз-рука» не развивается самостоятельно: над этим навыком нужно работать.
И начинать можно практически с годовалого возраста, ведь уже в 9 месяцев у младенцев появляются первые координации между глазом и рукой. В интернете представлено множество различных полезных упражнений для развития зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста, которые мама может легко выполнять самостоятельно.
Но что делать, если проблемы с ЗМК были обнаружены уже в школьном возрасте? Ведь ребёнку нужно в короткие сроки исправить ситуацию, иначе трудности с обучением будут только нарастать.
Зрительно-моторную координацию можно сформировать в любом возрасте! И для этого отлично подходят следующие базовые упражнения, которые доступны детям с 5 лет:
1.«Бой мяча». Всё, что требуется от ребёнка – отбивать мяч от земли поочерёдно левой и правой рукой. Подробнее о технике этого упражнения вы можете прочитать здесь.
2.Графокоррекция. Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая применяется для коррекции почерка, навыков чтения у детей с трудностями в обучении.
А ещё рекомендуется заниматься физической нагрузкой, которая предполагает развитие концентрации внимания. Например, отлично развивает зрительно-моторную координацию настольный теннис.
Как показывает опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, улучшение навыков зрительно-моторной координации наблюдается уже через 5-7 дней после начала активного выполнения «Боя мяча» и занятий графокоррекцией. Но эти упражнения имеют ещё и другие положительные эффекты: они помогают улучшить навык чтения, почерк и повысить уровень грамотности, а также решить многие психоэмоциональные проблемы.
Чем раньше вы начнёте развивать зрительно-моторную координацию у своего ребёнка, тем легче и быстрее он освоит навыки чтения и письма, а при необходимости и самостоятельно справится с трудностями, которые возникли в обучении.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.