Яндекс Метрика
Какие упражнения делать для коррекции и улучшения почерка
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Почему для улучшения почерка нужно делать психофизические упражнения?

16.12.2022

Как исправить почерк и какие упражнения для этого нужно делать?

В интернете можно найти множество различных советов и рекомендаций по улучшению почерка, начиная от работы с прописями и заканчивая подбором удобных ручек. Но до начала работы над улучшением почерка нужно понимать причины, почему ребёнок неаккуратно пишет и почему у него в тетрадях вечная грязь.

Почему у ребёнка плохой почерк?

Пример плохого почерка у ребенка

Очень часто в качестве причин называют следующие:

  • неправильная посадка ребёнка во время письма;
  • неправильное размещение тетради на столе;
  • слабо развитая моторика рук;
  • простое нежелание стараться и прикладывать усилия.

Да, всё это влияет на качество почерка, но данные причины не являются базовыми. Почерк – отражение работы нашего мозга и качества мозговой деятельности, а сам процесс письма относится к произвольной психической деятельности.

Это означает, что можно делать какие угодно упражнения для исправления почерка, но они не принесут желаемого результата, пока не будет нормализована работа мозга.

Более того, за неразборчивым почерком могут стоять серьёзные неврологические и психологические нарушения нервной системы и мозговой деятельности.

Такой подход полностью меняет представление о проблеме неаккуратного почерка, ведь для его коррекции не нужно заставлять ребёнка переписывать тексты по 10 раз, работать с прописями или выполнять какие-то другие упражнения. В первую очередь, необходимо решить вопросы с работой его мозга.

В частности, требуется:

  • преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга. Как показывает диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, у детей с трудностями в обучении нет чёткой доминации одного из полушарий мозга. А для успешной учёбы и аккуратного почерка надо, чтобы доминировало левое полушарие;
  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • повысить уровень зрительно-моторной координации, то есть требуется научить ребёнка следить глазами за тем, что пишет рука;
  • решить психоэмоциональные проблемы, потому что почерк и эмоции между собой очень тесно связаны. И ребёнок, который страдает от психоэмоциональной нестабильности, просто не может физически писать ровно и аккуратно;
  • преодолеть мозжечковую недостаточность, которая часто становится не только причиной неаккуратного почерка, но и неграмотного письма. И чтобы получить красивый почерк, нужно делать упражнения на стимуляцию мозжечка.

А ещё многие современные школьники подвержены синдрому ускоренного мышления, из-за которого рука при выполнении письменных работ не успевает за работой мозга.

Человек с синдромом ускоренного мышления

Кроме того, чтобы почерк стал динамичным, читаемым и аккуратным, ребёнку требуется прикладывать значительные волевые усилия, обладать высоким уровнем самоконтроля. А отсутствие силы воли, самоконтроля и самодисциплины опять же объясняется рассогласованной работой мозга.

Неправильный захват ручки и неправильная посадка при выполнении письменных работа

Эти факторы тоже влияют на качество почерка. Но они второстепенны, так как базово ребёнок не прикладывает усилия из-за особенностей своего психоэмоционального состояния и работы мозга.

Однако неправильный захват ручки приводит к быстрой утомляемости во время письма и даже может стать причиной писчих спазмов, поэтому для улучшения почерка необходимо развивать работу лучезапястного сустава. Тогда рука не будет уставать от монотонной нагрузки, а линии станут более ровными и плавными.

Неправильный захват ручки как причина неаккуратного почерка

И, конечно, следите за тем, как ребёнок сидит при выполнении письменных работ.

Правильная посадка следующая:

  • ноги размещаются прямо на полу, а если не достают до него, то нужно использовать специальную подставку;
  • руки опираются о край стола, локти слегка выступают за край;
  • спина не опирается на спинку стула, при этом сидеть нужно прямо;
  • тетрадь придерживается левой рукой (левши держат правой);
  • тетрадь размещается под небольшим наклоном таким образом, чтобы её левый угол был напротив середины груди пишущего.

Упражнения для коррекции почерка

Для того чтобы улучшить почерк, требуется выполнение психофизических упражнений, которые одновременно решают несколько задач:

  • активизируют функциональные возможности организма;
  • способствуют повышению уровня согласованности в работе полушарий мозга;
  • восстанавливают здоровье и работоспособность;
  • развивают речевое дыхание, которое необходимо для ровного и быстрого письма. Потому что мы пишем и читаем на выдохе, и чем продолжительнее выдох, тем быстрее и ровнее почерк.

Дети отрабатывают упражнение для коррекции почерка

Психофизические упражнения для почерка – это нагрузка на стыке психотерапии, психологии и лечебной физкультуры. Во время занятий формируются импульсы, которые одновременно воздействуют на мозг и организм, повышая и развивая его ресурсное состояние.

Особенность упражнений для коррекции почерка у школьников и взрослых, которые применяются на программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, заключается ещё и в том, что большинство из них выполняются в статической позе.

Потому что детям с трудностями в обучении и, в частности, плохим почерком, нужно остановить своё тело, научиться его контролировать и чувствовать.

Кроме того, психофизические упражнения для улучшения почерка предполагают наличие фаз напряжения и расслабления. Благодаря этому:

  • улучшается координация движений;
  • повышается контроль над собственным телом;
  • тренируется концентрация внимания и способность к произвольному переключению, что очень важно для ровного почерка и повышения грамотности.

Какие упражнения для коррекции почерка делать?

Бой мяча - отличное упражнение для улучшения почерка

Основными психофизическими упражнениями, которые помогают улучшить почерк и детям, и взрослым, являются:

  • «Бой мяча».
  • «Графокоррекция», которая одновременно развивает подвижность лучезапястного сустава.
  • «Тучка-Солнышко». Всё, что требуется, – это попеременно разжимать и сжимать кулаки.
  • Различные упражнения с эспандером и даже прыжки на обыкновенной скакалке.

Массажеры для улучшения почерка

А чтобы научиться правильно держать ручку и развить подвижность запястий, рекомендуется выполнять упражнения с деревянным волчком. Для улучшения почерка мы также советуем приобрести специальный комплект массажёров, который поможет улучшить захват ручки, активизировать функции левого полушария и одновременно снять мышечное напряжение.

Уважаемые родители!

Для того чтобы ваш ребёнок исправил почерк, требуется не так много усилий. Главное – регулярно выполнять психофизические упражнения для коррекции почерка, которые одновременно улучшат и эмоциональное здоровье ваших детей.