Яндекс Метрика
Моторные трудности - причина плохого почерка и низкой грамотности, как преодолеть моторные трудности
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Моторные трудности как причина проблем с почерком и грамотностью

07.01.2022

У ребёнка плохой почерк и низкий уровень грамотности. Какое объяснение этому дают большинство родителей и педагогов? Правильно: ребёнок ленится или не старается, не хочет учить правила и не умеет ими пользоваться на практике.

Отсюда и «решения» проблемы – бесконечные занятия с прописями, заучивание правил, а также работа над ошибками, которая в действительности практически бесполезна.

В большинстве случаев проблемы с почерком объясняются наличием:

  • нарушений эмоциональной сферы;
  • рассогласованности в работе полушарий мозга;
  • моторных трудностей.

Все остальные причины так или иначе являются производными от представленных выше. Конечно, здесь речь не идёт о детях, страдающих от различных заболеваний.

Сегодня поговорим именно о моторных трудностях, о том, как они проявляются на письме и что нужно делать для их преодоления.

Пример проявления моторных трудностей на письме

Что такое моторные трудности?

Это неточность выполнения целенаправленных движений. Если говорить конкретно о почерке, то моторные трудности проявляются как диспраксия письма (нарушение сферы произвольных движений у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений).

О наличии у ребёнка трудностей с моторикой можно понять по следующим признакам:

  • невозможность сидеть/стоять в одной позе в течение длительного времени;
  • неправильный захват ручки/карандаша;
  • проблемы с самообслуживанием. Дети часто даже не могут самостоятельно завязать шнурки;
  • неуклюжие движения, что особенно отчётливо проявляется во время подвижных игр, прыжках на скакалке, чеканки мяча;
  • письмо отнимает очень много времени и сил, а сам почерк характеризуется неразборчивостью и неаккуратностью. Дополнительно ребёнок часто пишет с ошибками, хотя при этом может отлично знать правила.

Пример диспраксии письма у ученика 2-го класса

Да, причиной такого почерка часто являются моторные трудности, так как ребёнок испытывает сложности при совершении произвольных движений при письме. В частности, у многих детей наблюдается низкая способность произвольного управления рукой во время письма.

Более того, опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что причиной неаккуратного почерка становится слабая иннервация пальцев пишущей руки, то есть наблюдается нарушение их связи с центральной нервной системой.

Пример почерка ученика Татьяны Гогуадзе со слабой иннервацией пальцев пишущей руки

Как решить проблему?

Здесь важно понимать, что никакие прописи, многократные переписывания текстов и даже репетиторы не помогут: нужно в первую очередь сформировать у ребёнка моторную дисциплину и активизировать работу мозжечка! Да, именно так, ведь от работы мозжечка напрямую зависит координация движений, он «включает» устную и письменную речь.

И когда мы улучшаем работу мозжечка, то одновременно улучшаем почерк, а вместе с ним и уровень грамотности.

Только убрав моторные трудности и сформировав у ребёнка способность легко писать, свободно переключаясь от буквы к букве, можно освободить его внимание и обеспечить плавность почерка. Необходимо сделать так, чтобы его мозг автоматически переключался во время письма и видел, что пишет – тогда многие ошибки уйдут сами собой.

Что нужно делать для преодоления моторных трудностей?

Решением проблемы является повышение координированности рук, ног и глаз. А для этого репетиторы не требуются – нужны специальные физические упражнения, работа с массажёрами и графокоррекция.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе одним из основных упражнений для устранения моторных трудностей является «Бой мяча».

Незаменимым упражнением также является графокоррекция – авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая активно применяется при работе с детьми-дислексиками и рекомендована для преодоления различных трудностей с обучением. Особенность графокоррекции ещё и в том, что заниматься ей можно самостоятельно. С её помощью можно выполнить коррекцию эмоционального состояния человека, сделать речь более осмысленной, а чтение – более беглым.

Почерка ребёнка после занятий в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Конечно, это лишь два базовых упражнения. Но даже их применение позволяет добиться быстрого и заметного прогресса. В частности, у детей появляется контроль собственного тела, уходит гиперактивность, повышается уровень самодисциплины, поведение становится «целевым». Разумеется, одновременно улучшается почерк и повышается уровень грамотности, так как ребёнок начинает видеть то, что пишет.

Методики Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доступны каждому! Они просты и эффективны, и в большинстве случаев для решения проблем с обучением достаточно всего 14 дней!

Записывайтесь на консультацию – и вы сможете убедиться в этом сами!