Яндекс Метрика
Что такое ресурсное состояние и почему детям важно его восстановить
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Низкое ресурсное состояние у ребёнка: причины и что делать?

14.02.2023

Под ресурсным состоянием принято понимать такое состояние человека, при котором он чувствует себя полным энергии и сил, способен и готов решать самые трудные задачи, не боясь своих неудач. 

Человеку в нормальном ресурсном состоянии не надо заставлять себя что-то делать, дополнительно мотивировать себя для занятий повседневными делами и обязанностями.

Но современные дети – это дети с низким ресурсным состоянием, вследствие чего они не хотят учиться, заниматься спортом, выполнять даже самые элементарные обязанности по дому.

Многие дети сегодня находятся в постоянном школьном стрессе, из-за чего возникают трудности с саморегуляцией эмоционального состояния. В таком состоянии их единственное желание, чтобы родители и педагоги оставили их в покое и не «мешали» жить.

Давайте разберёмся, что такое ресурсное состояние и как его восстановить?

Низкое ресурсное состояние ребёнка

Что включает в себя ресурсное состояние?

В это состояние традиционно включают 5 аспектов:

  • интерес к жизни;
  • физическое здоровье;
  • мотивация к выполнению тех или иных действий;
  • эмоциональная стабильность;
  • время.

И если хотя бы один из аспектов «проседает», то про нормальное ресурсное состояние говорить уже не приходится.

С этим трудно сегодня поспорить, но большинство современных детей ведут малоподвижный образ жизни, имеют слабое физическое здоровье, проблемы с психоэмоциональной стабильностью.

Разумеется, что в таких условиях они не то, что не хотят учиться, а даже просто наводить порядок в своей комнате. У многих детей просто нет ресурсного потенциала, чтобы начать что-то делать.

И никакие родительские внушения, объяснения здесь не помогают!

Потому что без восстановления ресурсного состояния ребёнок ничего делать не будет. А если и будет, то только под родительскими угрозами и давлением. Но при любой возможности, при потере контроля со стороны родителей ситуация сразу же вернётся к изначальной.

В Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно обращаются родители, которые говорят, что их дети ничего не хотят делать, что у них отсутствует желание и мотивация учиться или например, делать графокоррекцию, чтобы после меньше времени тратить на домашнюю работу.

И, как показывает опыт консультирования таких семей, причиной низкого ресурсного состояния ребёнка становится сниженная активность левого полушария мозга.

Как проверить находится ли ваш ребёнок в ресурсном состоянии? Очень просто! Предложите ему выполнить простое упражнение «Тучка-Солнышко» и посмотрите, как он его делает. Если он его выполняет примерно также, как дети на видео ниже, то можете не сомневаться – у ребёнка низкое ресурсное состояние, слабая иннервация пальцев, и, скорее всего, есть проблемы психоэмоционального характера.

Дети с низким ресурсным состоянием

Как восстановить ресурсное состояние?

В интернете можно найти очень много различных практик, направленных на восстановление жизненных сил. В основном советы сводятся к тому, чтобы больше отдыхать, стараться избегать стрессов, больше времени уделять своему физическому здоровью и чаще гулять на свежем воздухе. Очень популярны разнообразные медитации и работа с психологом.

Но все эти рекомендации преимущественно рассчитаны на взрослых, которые понимают, что у них есть проблемы, которые хотят и готовы их решать.

Очевидно, что дети не будут медитировать, а к посещению психолога отнесутся крайне негативно. А основной источник стресса – учёбу в школе и взаимодействие с учителями и родителями – им точно не получится убрать из своей жизни.

Детям нужно начинать с восстановления режима дня!

Потому что базовой причиной нарушения ресурсного состояния является нарушение режима дня. Соблюдение режима дня крайне важно для школьников, так как им необходимо уметь грамотно чередовать периоды физической и умственной активности, контролировать баланс труда и отдыха, избегать перегрузок.


А у многих современных детей нет даже понимания о том, что такое режим дня. Они делают уроки, когда захотят. Причём многие начинают их делать только в вечернее время, когда уже мозг просто не способен нормально работать. А до этого времени они играют в смартфонах, зависают в социальных сетях, смотрят телевизор.

Детям важно научиться жить по определённому распорядку дня и грамотно распределять интеллектуальные нагрузки. Как только ребёнок начинает жить по установленному режиму дня, то это сразу положительно сказывается на его ресурсном состоянии. Потому что:

  • повышается качество сна;
  • улучшается работа всех систем организма, включая психологическое здоровье;
  • появляется больше свободного времени, так как ребёнок учится его рационально использовать;
  • у ребёнка развивается навык организованности и самодисциплины.

Режим дня – это доступный и бесплатный навык, благодаря которому ребёнок начинает лучше осознавать себя, учится лучше планировать своё время, а значит, улучшается его психоэмоциональное состояние и одновременно восстанавливается ресурсное состояние.

Какие упражнения помогут вернуть ресурсное состояние?

Для повышения и стабилизации ресурсного состояния в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе также используются психофизические упражнения, потому что это нагрузка на стыке физкультуры, психологии, психотерапии и аутотренингов.

Упражнение для восстановления ресурсного состояния

Психофизическая тренировка – это одновременное воздействие на тело, мозг и психику человека. Выполняемые упражнения позволяют преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга, формируют правильные нейродинамические связи в работе мозга, в результате чего не только повышается ресурсное состояние, но и ресурсы интеллекта!

Психофизические упражнения способствуют улучшению почерка, делая его более ровным, аккуратным и плавным. У ребёнка даже повышается уровень грамотности, так как он начинает видеть ошибкоопасные места.

Почерк ребёнка в нормальном ресурсном состоянии

Да, это реально так!

Многие семьи уже познали ресурс режима дня на программе «Mind-ретрит в Сочи с Татьяной Гогуадзе для восстановления у ребёнка желания учиться.

Мы рады вновь пригласить детей вместе с родителями на программу в Сочи. 22 апреля – дата весеннего старта «Mind-ретрита» в 2023 году! Всего весной этого года состоится 2 заезда. Вы можете выбрать удобное время для себя:

  • с 22 апреля по 1 мая.
  • с 5 мая по 11 мая.

Это тренинг с погружением в познание ресурсов мозга ребёнка с трудностями в обучении, который проходит на выезде в курортном посёлке Аше Большого Сочи.

Запись на программу уже идёт полным ходом на сайте Dyslexia.ru.

Что даст ребёнку повышение своего ресурсного состояния?

Ребёнок, как и любой взрослый человек, в нормальном ресурсном состоянии, позитивно и рационально мыслит, способен адекватно реагировать на критику и свои неудачи. Потому что он уверен в своих силах и знает, что может справиться с различными проблемами.

Ребёнок в нормальном состоянии хочет и любит учиться, у него есть мотивация постоянно изучать что-то новое и совершенствоваться. Потому что так работает мозг! Если у ребёнка доминирует левое полушарие, то это не только повышает его ресурсное состояние, но и даёт серьёзный нейробиологический материал для улучшения неврологического здоровья и решения различных психоэмоциональных проблем.

Если вам нужна профессиональная поддержка в воспитании и обучении своего ребёнка, то Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе готов помочь.

Mind-ретрит помогает восстановить ресурное состояние ребёнка

Мы рады будем помочь и вашей семье!

Наша услуга «онлайн-сопровождение» как раз направлена на оказание помощи родителям, которые самостоятельно занимаются коррекцией состояния своего ребёнка и хотят помочь ему справиться с трудностями в обучении.