Яндекс Метрика
Развитие воли у детей: зачем нужно и как развивать силу воли
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Зачем детям развивать силу воли?

04.07.2022

Развитие воли у ребёнка – неотъемлемый процесс естественного развития и становления его личностных особенностей и характера. Воля сама по себе в ребёнке не развивается. И здесь важную роль играют взрослые, ведь именно они должны включать в повседневную жизнь ребёнка особые условия для развития воли.

Но, к сожалению, с каждым годом количество детей с низким уровнем волевых качеств только увеличивается. Сегодня всё чаще в ходе диагностики в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе выясняется, что именно дефицит волевых качеств у ребёнка приводит к проблемам в обучении, адаптации к школьным требованиям, неспособности ставить перед собой цели и достигать их.

В статье поговорим о том, что такое сила воли и как её можно развить в детском возрасте.

Определение воли

Согласно психологии, это биологический инстинкт, который призван защитить человека от него самого и его сиюминутных желаний. То есть благодаря воли мы заставляем себя прилагать усилия, преодолевать трудности, терпеть какие-то неудобства для достижения цели. И чем у человека лучше развита воля, тем лучше он адаптируется к условиям обучения и тем успешнее он будет реализовывать свои интеллектуальные способности на протяжении всей своей жизни.

Правильная манера сидеть за столом или в школе за партой требует высокого уровня развития волевых качеств у ребёнка. Поэтому тест на уровень воли очень прост:

  1. Достаточно посмотреть может ли ребёнок спокойно сидеть или стоять.
  2. Отметить время, в течение которого он способен удерживать позу.

Развитие силы воли у ребёнка

За развитие воли в нашем мозгу отвечает префронтальная кора, в её «обязанности» входит сознательный контроль мыслей, эмоций, чувств, способность удерживать цель, контролировать поведение, подавлять инстинктивные порывы. Другими словами, для развития воли и характера нужно в повседневную жизнь ребёнка включить больше обязанностей, которые будут естественным образом стимулировать работу его мозга, в частности, префронтальную кору (но об этом ниже).

За развитие силы воли отвечает префронтальная кора

Родителям важно понимать, что для развития волевых качеств у ребёнка нужны именно взрослые, которые будут совместно с ним заниматься. На сегодня физические упражнения являются самыми эффективными методами в борьбе с трудностями в обучении, которые помогут ребёнку подготовиться к школьной нагрузке, легче справляться с возникающими трудностями в учёбе.

Тренировка по развитию силы воли по методу Татьяны Гогуадзе

Что даёт воля?

Развивать волю у ребёнка нужно обязательно начинать в семье, так как это формирует сильную личность, способную справляться с трудностями не только в учёбе.  А волевые люди обладают такими качествами, как:

  • Самостоятельность. Волевого человека невозможно заставить что-то делать, когда он этого не хочет. Но в то же время он готов прислушиваться к чужим советам, воспринимать их и оценивать.
  • Настойчивость. Это качество позволяет доводить начатое дело до конца, даже если очень трудно, нет желания или одолевает усталость.
  • Решительность. Способность человека вовремя принимать взвешенные и обоснованные решения, а потом добиваться их выполнения.
  • Самообладание. Качество, которое позволяет человеку останавливать себя от выполнения ненужных/необоснованных действий. Если у ребёнка развита воля, то он будет терпелив, стойко переносить любые трудности и даже боль.
  • Смелость и мужество. Люди с такими качествами всегда уверены, что поступают правильно и готовы выполнять даже весьма опасные действия.

Все мы родом из детства

Именно благодаря воли человек становится хозяином своей судьбы. Он точно знает, что только от него самого зависит его успех, он готов упорно работать для достижения этой цели. И особенно это актуально для детей, которые испытывают трудности в обучении, имеют различные психоэмоциональные проблемы, часто капризничают и в целом не умеют контролировать своё поведение.

Методы развития воли

Развитие силы воли у детей в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Воля – это регулятор нашего поведения 

Она формируется в процессе целенаправленной деятельности, а за её развитие отвечает префронтальная кора головного мозга. Поэтому ключевое условие для воспитания силы воли – это активное участие ребёнка в деятельности, а также выполнение специальных физических упражнений, которые направлены на стимулирование работы мозга.

В частности, одним из лучших и доступных упражнений для детей в возрасте от 5 лет является графокоррекция.

Графокоррекция для развития силы воли


Эта авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе позволяет:

  • повысить уровень самоконтроля;
  • преодолеть расстройство моторно-двигательных функций;
  • развить силу волю, терпение, усидчивость;
  • улучшить качество почерка и технику чтения.

Отметим, что низкий уровень развития воли как раз чётко проявляется в письме. Если у ребёнка неразборчивый почерк, буквы постоянно прыгают, то это явные признаки слабой волевой саморегуляции.

Пример коррекции почерка по методу Татьяны Гогуадзе

О том, какие физические упражнения рекомендуется делать для развития воли и стимулирования работы мозга, можно прочитать в нашем отдельном материале.

Важность физических упражнених для коррекции дислексии

Важность повседневной деятельности

Речь идёт о самых обыкновенных делах, которые мы выполняем ежедневно. Для ребёнка, например, это может быть уборка своей комнаты, утренняя зарядка, выполнение домашнего задания, чтение и т.д. Главное, чтобы все свои обязанности ребёнок научился выполнять сам, без подсказок со стороны.

А лучший способ для этого – составление чёткого режима дня. Желательно, обсудить основные режимные моменты вместе с ребёнком, чтобы он принял непосредственное участие в этом процессе, иначе получится, что его заставили это сделать. А если же он сам расписал свои обязанности, то он уже несёт ответственность за их выполнение.

И нельзя забывать о трудовом воспитании, которое не только благоприятно сказывается на развитии воли, но и положительно влияет на академическую успеваемость. Поэтому приучать ребёнка трудиться нужно с самого раннего детства, ведь в подростковом, да и в младшем школьном возрасте, исправить ситуацию будет уже очень трудно.

Отметим, что с подросткового возраста ключевое значение приобретает самовоспитание воли. То есть ребёнку не нужен уже «надсмотрщик» (родители, педагоги, бабушки и дедушки). Он должен понимать самостоятельно, что, как и почему ему нужно делать. А если продолжать опекать подростка, словно ему 5-6 лет, то скорее всего, из него вырастет безвольный, инфантильный человек, не способный принимать самостоятельные решения.

Ещё больше полезных и актуальных материалов по обучению и воспитанию детей, преодолению трудностей с учёбой, решению различных психоэмоциональных проблем читайте в нашей «Базе знаний».