Содержание:
- Отсутствие мотивации как основная проблема с учёбой
- Причины отсутствия мотивации учиться
- Нужно ли заставлять ребёнка учиться
- Зачем активизировать работу левого полушария мозга
По данным исследования НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики») около 22% российских учеников 7-9 классов – потенциально неуспешные, то есть они учатся на «двойки» и «тройки». В численном выражении это примерно 250 тысяч школьников. Соответственно, если к ним ещё добавить неуспешных учеников 1-6 и 10-11 классов, то показатели явно перешагнут отметку в 1 млн детей, что свидетельствует о неудовлетворительных результатах обучения в школе.
Почему ребёнок не хочет учиться? Что с этим делать и как заставить ребёнка учиться? Эти вопросы актуальны для тысяч семей из всей России. И именно они являются одними из основных запросов, с которыми обращаются родители в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Давайте разбираться, почему дети не хотят учиться в школе и нужно ли их заставлять учиться?
Основная причина – отсутствие мотивации к учёбе
Что такое учебная мотивация? Если говорить научным языком, то это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия ребёнка на выполнение учебной деятельности. Это довольно сложная система, которая формируется мотивами, реакциями на неудачи, установками самого ученика и его настойчивостью.
С проблемами мотивации родители и учителя обычно сталкиваются уже в первом классе. Ученики шумят, часто отвлекаются, не воспринимают учителя, отказываются выполнять домашние задания. И в таких ситуациях большинство родителей действуют достаточно шаблонно: они пытаются заставить ребёнка учиться и делать уроки, то есть обучение идёт из-под палки.
Но такой подход только усугубляет ситуацию! Его последствиями часто становится появление ещё больших проблем с учёбой, к которым добавляются психоэмоциональные сложности. У детей развиваются невроз и страх перед учёбой, они находятся в постоянном стрессе. Естественно, что в таких условиях о высокой успеваемости не приходится говорить.
Учебная мотивация формируется не одним мотивом и не объясняется какой-то «природной» ленью ребёнка или его интеллектуальным потенциалом. Причин, почему ребёнок не хочет учиться, гораздо больше, и многие объясняются особенностями работы его мозга.
Причины отсутствия мотивации к учёбе
Если говорить о начальной школе, то многие дети просто к ней не готовы, точнее, они психологически не готовы к школьному обучению. В это понятие можно включить:
- коммуникативную готовность – способность ребёнка общаться с другими детьми и педагогом не так, как в детском саду;
- мотивационную готовность – стремление учиться и приобретать знания;
- интеллектуальную готовность – достижение определённого уровня развития памяти, мышления, внимания;
- эмоционально-волевую готовность – способность ребёнка спокойно сидеть на протяжении всего урока и эффективно на нём работать.
И как бы родители не пытались заставить ребёнка учиться в 1 классе, без развития этих навыков все их попытки будут обречены на провал.
Постепенно к этим причинам отсутствия мотивации к учёбе добавляются новые:
- несформированная нейродинамика чтения и письма;
- непонимание учебного материала;
- отсутствия навыка самостоятельного обучения;
- слабо развитая сила воли;
- страх совершения ошибки;
- низкая квалификация педагогов, которые не способны в обучении учитывать индивидуальные особенности личности. Как результат – всем детям материал предоставляется одинаково, закономерным итогом становятся скука у школьников к учёбе и неуважение к учителям.
Дополнительными факторами, из-за которых ребёнок не хочет учиться, можно назвать следующие:
- наличие у школьников синдрома ускоренного мышления;
- развитие «клипового» мышления;
- отсутствие правильного режима дня, в котором бы грамотно чередовались физические и умственные нагрузки;
- низкий уровень учебной дисциплины;
- отсутствие сознательной регуляции поведения или воли;
- незнание о своём истинном потенциале, своих возможностях, которые есть у ребёнка с рождения. Отсюда – заниженная самооценка и потеря мотивации к учёбе.
НО! Базовой причиной низкой мотивации у ребёнка учиться чаще всего является рассогласованность в работе полушарий мозга, а точнее – отсутствие доминации левого полушария.
Как заставить ребёнка хорошо учиться?
Заставлять его не надо – ему нужно вернуть мотивацию к учёбе, показать, что он может самостоятельно справляться со многими учебными трудностями и быть успешным.
Первое, что нужно сделать, – это повысить самооценку ребёнка, выявить его сильные и слабые стороны, определить интеллектуальные способности. Поэтому одной из основных услуг Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе является биометрическое исследование, которое уже почти 10 лет используется для решения педагогических проблем и трудностей с обучением.
Биометрика позволяет выявить:
- истинные интеллектуальные способности ребёнка, заложенные с рождения;
- сильные и слабые стороны ребёнка;
- предрасположенность к определённому роду деятельности и даже виду спорта;
- реальные причины, по которым ребёнок не хочет учиться.
Довольно часто результаты биометрического исследования оказывают на ребёнка положительное воздействие, формирует у него мотивацию к учёбе: он видит, на что он способен и что ему нужно делать, чтобы улучшить ситуацию с обучением.
Активизируем работу левого полушария мозга
Доминирование левого полушария мозга – один из основных факторов, от которого зависит, как ребёнок будет учиться. Если обеспечить естественную работу головного мозга, то у ребёнка возникнет желание получать новые знания самостоятельно, а не проводить время в социальных сетях и за играми в телефоне.
Метод Татьяны Гогуадзе, который применяется для коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ, отлично подходит и для преодоления трудностей с обучением, в том числе для формирования у ребёнка мотивации учиться. И для этого используются исключительно педагогические техники и приёмы, а также специальные физические упражнения, которые стимулируют работу мозга, в первую очередь, левое полушарие.
Для того чтобы ребёнок захотел учиться, мы рекомендуем:
- пройти биометрическое исследование;
- начать регулярно выполнять графокоррекцию, для которой потребуются только цветные карандаши и листы бумаги;
- выполнять специальные физические упражнения, которые помогают активизировать работу мозжечка, преодолеть моторные трудности, сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, силу воли и повысить уровень самодисциплины;
- организовать режим дня и строго его придерживаться.
Дополнительно можно регулярно проводить сеансы Меллон-терапии, которая помогает активизировать работу мозга, лучше справляться со школьной нагрузкой и преодолеть многие психоэмоциональные проблемы.
Уважаемые родители!
Не надо искать способы, как заставить ребёнка учиться! Помогите ему найти мотивацию к обучению, а лучший способ это сделать – научить его мозг правильно работать. Тогда и когнитивные возможности ребёнка возрастут, уйдут многие психоэмоциональные проблемы, будет лучше работать нервная система. А всё вместе это даст положительный результат, и ребёнок откроет для себя радость учёбы.
От ребёнка с трудностями в обучении до ученика, который хочет учиться, вас отделяет всего 14 дней: именно столько длятся программы учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. За это время удаётся полностью перестроить работу мозга ребёнка, благодаря чему у него возникает мотивация учиться, улучшаются навыки чтения и письма и даже повышается академическая успеваемость в школе.