Основной причиной дислексии является нарушение синхронности в работе полушарий мозга, что объясняется его особым анатомическим строением.
Мозг дислексика, как и тип его мышления, правильнее называть целостным. Эта целостность достигается за счёт мощного мозолистого тела: оно очень сильно сужает щель между полушариями головного мозга, делая их практически единым целым.
Целостный мозг даёт дислексику интеллектуальные преимущества за счёт объединения ресурсов левого и правого полушария. Однако при дислексии мозга даже незначительное нарушение синхронности в работе полушарий сразу же проявляется в виде неврологического расстройства. А если обратиться к конкретным примерам, то дети-дислексики испытывают трудности с чтением и письмом. Показателем рассогласованности межполушарного взаимодействия являются двигательные расстройства, синдром ускоренного мышления, стресс, гиперактивность.
И чтобы мозг дислексика начал нормально функционировать, необходимо обеспечить доминирование левого полушария. Кстати, от особенностей доминирования в работе мозга напрямую зависят неврологическое состояние и физическая активность любого человека, а не только дислексика. Поэтому для собственного развития крайне важно знать, какое у вас полушарие доминирует.
Подробнее об устройстве мозга дислексика и особенностях целостного мышления предлагаем узнать из книги Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».
За что отвечают левое и правое полушария мозга?
У каждого из них есть свои «обязанности». Левое полушарие специализируется на логическом мышлении. Оно контролирует речь человека, определяет его способности к чтению, письму, запоминанию информации. Левое полушарие отвечает и за математические символы и числа.
Правое полушарие – это чувства и эмоции. Но правое полушарие также активно может участвовать и в обработке информации, создавая ассоциации, которые позволяют запоминать новый материал, а потом извлекать его из памяти. Правое полушарие головного мозга также отвечает за:
- Музыкальные способности.
- Пространственную ориентацию.
- Фантазии, мечты, воображение.
Ещё одно ключевое отличие в задачах полушарий мозга в том, что левое обрабатывает информацию последовательно, а правое – параллельно. Благодаря этому мозг дислексика способен одновременно обрабатывать различный тип информации. Однако от ребёнка нельзя требовать строго задействования только левополушарных механизмов работы с информацией, так как это тоже приводит к рассогласованности в работе мозга, психоэмоциональной неустойчивости в учебной деятельности.
Соответственно, только при согласованном взаимодействии полушарий мозга по максимуму может раскрыться интеллектуальный потенциал ребёнка с дислексией.
Однако для комфортной работы мозга и обеспечения нормального психоэмоционального состояния важно, чтобы доминировало левое полушарие. Да, именно левое полушарие, потому что иначе практически невозможно избежать трудностей с обучением, психоэмоциональных проблем, неадекватной реакции на учебные нагрузки.
Основная цель коррекции дислексии как раз и заключается в формировании у дислексика целостного мышления, при котором обеспечивается доминирование левого полушария мозга, но одновременно активно развивается и правое. В результате удаётся достичь баланса в использовании возможностей обоих полушарий мозга.
Что даёт дислексику синхронная работа мозга
При правильной коррекции дислексии обеспечивается не только доминирование левого полушария мозга, но и достигается его синхронное взаимодействие с правым полушарием. Это означает, что оба типа интеллектуальной активности – творческий и рациональный – находятся в одновременной работе, дополняя друг друга в целостном взаимодействии.
При этом логическое мышление приводит мысли, информацию, чувства и т.д. в соответствие с линейным порядком. А этот порядок и последовательность выступают в качестве стимуляции новых интуитивных открытий, за что как раз и отвечает правое полушарие мозга.
В итоге согласованность в работе полушарий мозга и устойчивая функциональная связь между ними дают колоссальный нейробиологический потенциал ребёнку с дислексией. Но мозгу дислексика постоянно требуется стимул, который он получает из окружающей среды, собственной деятельности и мыслей. Всё это необходимо для неврологического здоровья, качественной работы мозга и в целом комфортной жизни дислексика.
Именно эти знания и даёт Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Цель всех программ – научить дислексиков пользоваться возможностями своего мозга, понимать, как он устроен, что нужно для его успешной работы и как самостоятельно преодолевать дислексические трудности.