К пяти годам ребёнок уже овладевает речью как средством общения. Его словарный запас в этом возрасте уже позволяет выстраивать основные грамматические конструкции, использовать речь для самовыражения. В начальной школе перед ребёнком встаёт новая и более сложная задача – формирование письменной речи, то есть ему надо научиться выражать свои мысли письменно на бумаге.
Выдающийся советский педагог и психолог Л.С. Выготский придавал огромное значение формированию письменной речи школьников, так как она не только развивает мышление, но и имеет ключевое значение для интеллектуального развития ребёнка. Отметим также, что Федеральный государственный образовательный стандарт требует, чтобы у выпускников начальной школы были сформированы:
- «позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека»;
- «первоначальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета»;
- «умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач».
Поэтому развитие письменной речи учащихся – это одна из важнейших задач для уроков русского языка. К тому же формирование письменной речи и речевых способностей детей воспитывает у них любовь к родному языку и литературе, развивает у них такие качества, как ответственность, трудолюбие, настойчивость в достижении целей.
Формирование навыков письменной речи
Для того чтобы ребёнок мог красиво и правильно выражать свои мысли на бумаге, недостаточно просто овладеть техникой письма. Но, к сожалению, в школах практически не обучают письменной речи. Об этом писал ещё Л.С. Выготский, который говорил, «что школьников учат написанию слов, поэтому развитие письменной речи не поднялось выше уровня традиционного чистописания». Советский педагог также правильно указывал, что у ребёнка должна быть мотивация, то есть «письмо должно быть осмысленным для него и вызываться естественной потребностью».
Но процесс формирования письменной речи связан не только с мотивацией. У ребёнка должны быть развиты следующие навыки:
- способность произвольно мыслить;
- зрительно-моторная координация, то есть скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки». Другими словами, ребёнок должен видеть глазами и контролировать то, что делают его руки;
- умение распределять и переключать внимание;
- зрительно-пространственные функции. Ребёнок должен уметь узнавать буквы, запоминать их и выполнять их зрительный анализ;
- умение различать звуки на слух и правильно их воспроизводить;
- хорошо развитая артикуляция. Самое простое и эффективное упражнения для её развития – это «Улыбка-Трубочка»;
- сформированность двигательной сферы, что предполагает отсутствие у ребёнка моторных трудностей и проблем с иннервацией пальцев рук, развитую мелкую и, в первую очередь, крупную моторику;
- сформированность общего поведения, то есть развитость у ребёнка таких навыков, как самоконтроль и саморегуляция, сила воли, ответственность за свои действия и поступки.
Важно! Если хотя бы один из этих навыков не развит, то процесс формирования письменной речи будет крайне затруднён!
Один из основных признаков нарушения формирования письменной речи – наличие у ребёнка дисграфии. Подробнее узнать об этой проблеме и способах её преодоления можно в следующих материалах:
- Что такое дисграфия и что нужно делать для её преодоления?
- Что нельзя делать при дисграфии у ребёнка?
- Коррекция дисграфии по методу Татьяны Гогуадзе.
Формирование письменной речи: как быстро помочь ребёнку?
С ноября 2023 года в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проходят онлайн-уроки формирования письменной деятельности (ФПД), которые имеют своей целью помочь детям справиться с безграмотностью, развить письменную речь и подготовить учеников к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
Онлайн-уроки ФПД актуальны для детей с дислексией, дисграфией, которые пишут со множеством ошибок и которые в целом испытывают серьёзные проблемы с письмом. Уроки также подходят детям, которые хотят научиться быстрее писать и повысить уровень грамотности.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Чем занимаются дети на онлайн-уроках ФПД?
Для развития навыков письменной речи дети выполняют такие упражнения, как:
- графокоррекция;
- орфографическое и орфоэпическое чтение;
- списывание слов и предложений по памяти и на скорость;
- письмо под диктовку.
А ещё дети учатся читать свой собственный почерк, потому что от развитости этого навыка зависит способность видеть ошибки в своих письменных работах.
На онлайн-уроках много времени уделяется составлению словосочетаний и предложений, дети учатся искать в предложениях грамматические основы, знакомятся с фразеологизмами, составляют синквейны, работают с разными видами словарей.
Онлайн-уроки развивают у детей не только навыки письменной речи, но и:
- формируют критическое мышление, орфографическую зоркость, способность следить за текстом;
- помогают легче воспринимать свои проблемы;
- преодолевать страх перед ответом на уроках в школе.
Занятия прививают детям интерес к письму и выполнению письменных упражнений, позволяют понять структуру русского языка, что делает их речь богаче, выразительнее, насыщенной красивыми фразами и оборотами.
Присоединиться к занятиям можно в любой момент. Они построены таким образом, что на каждом занятии изучается конкретная тема.
Запись на онлайн-уроки ФПД доступна на сайте Dyslexia.ru.