Яндекс Метрика
Что такое саморегуляция, как развивать навыки саморегуляции у детей
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Саморегуляция у детей: что это такое и почему её нужно развивать

10.11.2022

Саморегуляция – способность человека контролировать своё поведение и эмоции в зависимости от ситуации. Обычно в это понятие включают умение справляться с раздражением без эмоциональных вспышек, умение быстро успокоиться и взять себя в руки. Особенно важно уделять внимание развитию саморегуляции у детей, так как эта способность во многом определяет способность слушаться родителей и успешность обучения ребёнка в школе.

У многих современных школьников, в первую очередь, учеников начальных классов, имеется склонность к импульсивным формам поведения, неадекватному реагированию на трудности в обучении, требования педагогов и родителей. Другими словами, у детей налицо все признаки нарушения саморегуляции.

Ребенок с низкими навыками саморегуляции

В Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно обращаются родители, которые жалуются на отсутствие у своих детей мотивации учиться, проблемы с поведением и послушанием, резкие эмоциональные реакции. Поэтому на коррекционных программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе повышенное внимание уделяется формированию навыков саморегуляции у ребёнка, потому что без них просто невозможно преодолеть трудности с обучением и проблемы с почерком.

Саморегуляция – это наивысший критерий развития личности. Это система внутренних требований, которые превращают ребёнка во взрослого человека и делают его активным субъектом социальных отношений.

Почему у детей нет саморегуляции?

Принято считать, что способность человека контролировать своё поведение зависит от его темперамента и личностных особенностей, поэтому родители преимущественно и объясняют проблемы с саморегуляцией детским темпераментом.

«Он у нас с рождения такой» – это фразой многие родители оправдывают неспособность своего ребёнка прикладывать усилия, его неадекватное эмоциональное реагирование на элементарные просьбы и задания учителя или, например, тренера.

Конечно, очень многое зависит от генетических особенностей ребёнка, то есть его способностей, заложенных самой природой. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все участники коррекционных программ проходят биометрическое исследование, которое позволяет выявить индивидуальные особенности человека, его слабые и сильные стороны.

Биометрика также помогает понять истинные причины проблем с саморегуляцией у детей школьного и дошкольного возраста. Очень часто они объясняются тем, что у ребёнка выявляется низкая выносливость к монотонному труду или высокая реактивность, которая не позволяет ему немного подумать прежде, чем реагировать на ситуацию или замечание. Также в ходе диагностики учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе часто отмечает у детей рассогласованность в работе полушарий мозга, из-за чего он испытывает трудности с обучением, контролем своего поведения и не может адекватно реагировать на критику.

Именно родителям надо знать в первую очередь, что высокая активность правого полушария просто блокирует работу левого полушария, что, естественно, снижает способность детей к обучению, саморазвитию и саморегуляции. Для того чтобы ребёнок хорошо учился, у него должно доминировать левое полушарие!

Но одним только наследственным фактором или рассогласованностью в работе полушарий мозга проблемы с саморегуляцией поведения ребёнка нельзя объяснить.

К дополнительным факторам относятся:

  • Низкое ресурсное состояние ребёнка. Оно включает в себя 5 ключевых аспектов (физическое здоровье, эмоциональная стабильность, мотивация, заинтересованность, время на решение своих дел). И если из этой цепочки выпадает хотя бы одно звено, то говорить о высоком ресурсном состоянии уже не приходится. А для многих современных детей свойственны слабое физическое здоровье, проблемы с эмоциональной стабильностью, отсутствие мотивации учиться. Порой даже на выполнение домашнего задания не хватает времени. Естественно, что в таких условиях уже не идёт речи о формировании саморегуляции у детей.
  • Ошибки родительского воспитания. Очень многие мамы и папы буквально всё делают за своего ребёнка. Закономерное следствие – отсутствие ответственности за свои поступки, непонимание того, почему ему вдруг где-то нужно прикладывать усилия.

Формирование саморегуляции через физические упражнения

Ещё один немаловажный фактор – слабость тела ребёнка. Как известно, насколько слабы мышцы у человека, настолько слаба его нервная система. Это объясняется очень просто: нервы проходят через всё тело человека и его мышцы. Соответственно, чтобы укрепить нервную систему, нужно укреплять мышцы.

Поэтому, чтобы обучить детей саморегуляции, в первую очередь нужно заняться зарядкой и растяжкой рук и тела. Именно этот принцип заложен в методе коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ и различных проблем с обучением учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.

Упражнения на саморегуляцию для детей

Развитие саморегуляции с помощью упражнения Тучка-Солнышко

Базово для развития навыков саморегуляции у ребёнка необходимо остановить его тело, то есть избавиться от лишних, навязчивых движений. Это позволит контролировать свои действия, научиться подчинять своё поведение собственной воле.

Оптимальными упражнениями для этого являются:

  • «Бой мяча». Упражнение нужно выполнять 40-90 минут регулярно 2-3 раза в неделю. Оно помогает остановить тело, чтобы дети научились удерживать его на одном месте, а также тренировать зрительно-моторную координацию, овладеть способностью управлять силой удара, что в итоге способствует формированию саморегуляции.
  • Бой мяча для развития саморегуляции у детей
  • Графокоррекция. Учит мозг работать по правилам, формирует психоэмоциональную выносливость и выносливость к монотонному труду, то есть при тренировке графокоррекции идёт активное развитие волевого фактора. Одновременно графокоррекция помогает улучшить почерк и даже повысить уровень грамотности.
  • Формирование саморегуляции с помощью графокоррекции

  • Упражнение «Тучка-Солнышко». Отлично активизирует функции левого полушария и повышает уровень согласованности в работе мозга.

Тучка-Солнышко для развития саморегуляции у детей

Высокие результаты для развития саморегуляции у детей школьного возраста дают упражнение с эспандером, прыжки на обыкновенной скакалке и батуте, стандартные перекаты с пятки на носок.

Почему это работает? Потому что физкультура соединяет вместе мозг, тело и нервную систему!

Также крайне важно:

  • развивать у детей речевое дыхание;
  • насыщать мышцы кислородом. Для этого не только нужно регулярно заниматься физкультурой, но и употреблять кислородные коктейли;
  • повышать ресурсное состояние, в том числе с применением передовых технологий. Одной из таких является цветоимпульсная терапия, которая выполняется на аппарате Меллон. Его достаточно использовать один-два раза в день, чтобы повысить уровень саморегуляции у детей;
  • соблюдать установленный в семье режим дня школьника, который учит ребёнка планировать своё время и грамотно им распоряжаться.

И, конечно, важен пример родителей. Помните, что дети всегда копируют своих родителей, поэтому вы должны быть образцом для своего ребёнка.

Ребёнок с развитой саморегуляцией – это сильная дисциплинированная личность, которая может брать на себя ответственность, способна искать и находить лучшие варианты для достижения поставленных целей. Ребёнок, который способен справляться со своими эмоциями, поведением, будет успешен не только в обучении, но и в целом по жизни, так как научится самостоятельно справляться с различными проблемами и трудностями.

Уважаемые родители, обучайте детей навыкам саморегуляции и помогите им добиться успеха в жизни!

А также подписывайтесь на наш Telegram-канал и читайте полезные материалы по обучению и развитию детей.