Все родители знают о важности развития у ребёнка мелкой моторики и уделяют этому навыку повышенное внимание. Однако для гармоничного развития ребёнка и подготовки его тела к учебным нагрузкам в школе в первую очередь надо заниматься крупной моторикой.
В статье поговорим о том, что такое крупная моторика и почему её развитию у детей нужно уделять первостепенное внимание. Внимание! В статье будет идти речь о детях уже школьного возраста, у которых из-за проблем в развитии крупной моторики имеются проблемы с обучением.
Под крупной моторикой понимаются разнообразные движения рук, ног, тела. Другими словами, это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и выполняемая за счёт работы крупных мышц тела. Это поддержание положения сидя или стоя, бег, прыжки, ходьба и даже навыки ухода за собой, когда, например, для надевания брюк надо некоторое время удерживаться на одной ноге.
К навыкам крупной моторики относится и зрительно-моторная координация, которая необходима для взаимодействия с различными предметами. Типичный пример – умение бросать/ ловить/ вести мяч или выполнять такое упражнение, как «Бой мяча».

Более того, крупная моторика лежит в основе физического и умственного развития ребёнка. Она выступает в качестве фундамента, на который в дальнейшем «надстраиваются» более сложные и тонкие навыки мелкой моторики.
Так происходит потому, что крупная моторика:
- отвечает за укрепление мышц и суставов, гибкость и подвижность тела;
- оказывает прямое влияние на развитие вестибулярного аппарата;
- помогает ребёнку адаптироваться в социальной среде;
- влияет на развитие навыков чтения и письма и в целом интеллектуальных способностей ребёнка.
От развития крупной моторики у детей зависит выносливость к монотонным нагрузкам, то есть способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на уроках и спокойно сидеть за партой. Поэтому дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и не могут контролировать своё тело, ведь у них просто не развита крупная моторика!
Важно! От развития навыков крупной моторики напрямую зависит качество почерка и в целом обучаемость ребёнка. Потому что для разборчивого и ровного почерка нужно иметь крепкие и развитые мышцы рук, уметь поддерживать правильную осанку при письме и чтении.
Недостаточность крупной моторики становится причиной того, что ребёнок находится в постоянной борьбе с самим собой. Он вынужден затрачивать слишком много усилий для совершения тех действий, которые взрослому кажутся очень лёгкими.
Как понять, что у ребёнка не развита крупная моторика?
Основные признаки:
- сложности с управлением своим телом, то есть ребёнок не может контролировать движения рук и ног, ему трудно спокойно стоять даже в течение нескольких минут. Самый простой тест – предложите ребёнку выполнить упражнение «Бой мяча». Дети с неразвитой крупной моторикой не продержатся и 30 секунд при его выполнении;
- проблемы с повседневным уходом за собой: самостоятельное одевание, сложности с овладением столовыми приборами;
- невозможность долго сидеть неподвижно за столом/ партой;
- общая неуклюжесть: ребёнок часто падает, спотыкается, врезается в других людей;
- низкое ресурсное состояние, что проявляется в апатичности, медленном реагировании на раздражители;
- трудности с манипулированием предметами, например, игрушками, посудой;
- плохая артикуляция звуков;
- отказ от участия в подвижных играх, где требуются ловкость, хорошая реакция, выполнение сложных и разноплановых движений.
Связь крупной моторики и работы мозжечка

Основная задача мозжечка – координация движений, регуляция равновесия и поддержание мышечного тонуса. Это означает, что при неразвитости навыков крупной моторики будет наблюдаться и мозжечковая недостаточность.
А самый верный признак наличия нарушений в работе мозжечка – это почерк ребёнка. При сбоях в работе мозжечка снижается мышечный тонус, что ведёт к нарушению координации движений и даже тремору рук. Поэтому почерк ребёнка становится крайне неаккуратным и неразборчивым, а о таких детях говорят, что они «пишут, как курица лапой». Но как только ребёнок «научается» управлять своим телом, у него кардинально меняется манера писать!

Важно! Развитие крупной моторики у детей напрямую влияет на работу мозжечка, а значит, от неё зависит и общее интеллектуальное развитие человека!
Упражнения для развития крупной моторики
Остановимся опять же на тех упражнениях, которые ориентированы на дошкольников и школьников, а не малышей в возрасте до трёх лет. Потому что упражнения для малышей преследуют совершенно другую цель – знакомство со своим телом. А школьникам надо в короткие сроки преодолеть проблемы с крупной моторикой и тем самым улучшить ситуацию с обучением.
Основные рекомендации для занятий по развитию крупной моторики:
- надо подбирать упражнения, построенные на движениях, где предполагается перекрещивание рук и ног. Во время их выполнения повышается уровень согласованности в работе полушарий мозга и обеспечивается его правильная стимуляция;
- развитие ловкости, что позволит научиться ребёнку чередовать напряжение и расслабление отдельных групп мышц;
- упражнения на крупную моторику рекомендуется выполнять в статистических позах, так как они позволяют научиться регулировать процессы возбуждения и торможения, чувствовать и контролировать движения собственного тела;
- особое внимание надо уделять растяжке. Её задача заключается в подготовке мышц к физическим нагрузкам, повышению их эластичности мышц. Растяжка обеспечивает плавность движений, помогает улучшить осанку и манеру двигаться, снижает утомляемость, повышает иннервацию мышц тела;
- соблюдение правильной техники дыхания. Желательно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания: вдох через нос и продолжительный выдох через рот. Потому что на выдохе мы говорим, читаем и пишем с проговариванием. К тому же правильное речевое дыхание – это один из лучших способов снять стресс и восстановить равновесие нервной системы в максимально короткие сроки.
Как видно, для развития крупной моторики акцент надо делать на физические упражнения, которые активно стимулируют мозг, помогают ребёнку развить выносливость к монотонным занятиям, силу воли, навыки самодисциплины, саморегуляции и самоконтроля.
Какие упражнения выполнять для развития крупной моторики?
Базовые упражнения:
- ходьба крестом. Цель упражнения – коснуться попеременно правым локтем левого колена, а потом левым локтем правого колена;
- «Перекаты». Техника выполнения представлена в этом видео:
- «Тучка-Солнышко».
- «Бой мяча».



Для развития крупной моторики нужны упражнения с эспандером, а также жонглирование, которое способствует улучшению осанки и зрения, учит ребёнка спокойно реагировать на свои ошибки.
Это только основные упражнения, которые рекомендуется делать школьникам для развития крупной моторики и одновременного преодоления трудностей с обучением. На программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе дети выполняют гораздо больше упражнений, что помогает им справиться с дислексией, дисграфией СДВГ и другими проблемами всего за 14 дней.
Программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе позволяют в короткие сроки:
- повысить функциональные возможности левого полушария мозга и тем самым решить многие проблемы с обучением;
- активизировать умственную и физическую работоспособность ребёнка;
- нормализовать работу нервной системы;
- улучшить общий тонус организма;
- повысить устойчивость к стрессовому воздействию.
Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно поможем вашему ребёнку преодолеть его трудности с обучением!
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.