Под дисграфией понимается частичное расстройство процесса письма, которое возникает из-за недостаточной сформированности либо распада психических функций, участвующих в контроле и реализации письменной речи.
Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, которые совершает ребёнок во время письма. При этом наличие данных ошибок не связано с низким уровнем интеллекта или незнанием правил русского языка.
Как понять, что у ребёнка дисграфия?
Признаками этого расстройства являются:
- смешение букв, схожих по своему звучанию;
- замена гласных. Довольно часто дисграфики даже меняют гласные, которые стоят в ударном положении. Например, вместо «январь» они могут написать «янворь» и не заметить этого даже при проверке предложения;
- смешение букв, похожих по начертанию. Наиболее распространённые замены: Д-Б, Ш-Щ, П-И, К-Н;
- сложности с определением границ предложения. Причина – невосприятие его интонационной и смысловой законченности;
- слитное написание предлогов и, наоборот, отделение от слова приставок;
- наличие ошибок при согласовании слов в предложении.
При диагностике дисграфии повышенное внимание уделяется и почерку ребёнку. Обычно дисграфик крайне медленно пишет, его почерк – неровный и очень неразборчивый. Дополнительно ребёнок испытывает большие трудности в автоматизации этого моторного навыка.
Причины и «лечение» дисграфии
Официально данное расстройство объясняется нарушением в работе определённых отделов головного мозга, которое может быть вызвано:
- поражением центральной нервной системы во время беременности;
- церебральной гипоксией;
- различными инфекциями ЦНС;
- системными метаболическими нарушениями;
- черепно-мозговыми травмами;
- патологиями внутренних органов;
- выраженными психологическими травмами и др.
Отсюда вытекают специфические методы диагностики и «лечения» дислексии. Ребёнка отправляют не только на консультацию к логопеду, но он может проходить обследование и у следующих специалистов:
- психолога;
- невролога, который оценивает общий неврологический статус и выявляет сопутствующие неврологические патологии;
- педиатра, который должен исключить хронические соматические заболевания;
- офтальмолога и сурдолога (выявляет признаки снижения слуха);
- психиатра.
В рамках диагностики дисграфии часто применяется электроэнцефалография, которая определяет электрическую активность головного мозга. Может назначаться МРТ головного мозга, а также дуплексное исследование сосудов головного мозга.
После всех процедур выявляется точный вид дисграфии (нейропсихологическая, клинико-психологическая, логопедическая), а потом определяется оптимальный вид ее лечения. Довольно часто ребёнку назначаются ноотропные препараты, которые призваны активизировать работу мозга.
Однако в большинстве случае рекомендуются логопедические занятия для коррекции дисграфии. Цель занятий – поставка и автоматизация звуков, развитие внимание, памяти, мелкой моторики, узнаваемости зрительных образов, слухового сосредоточения. Но, как правило, логопедическая помощь не даёт желаемого эффекта, так как работа ведётся только по устранению симптомов дисграфии, а не её первопричин.
Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе
С учётом того, что данное расстройство вызывается «сбоями» в работе головного мозга, то коррекционные мероприятия как раз и направлены на обеспечение правильного функционирования полушарий мозга.
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает (это подтверждено и научными исследованиями), что основная причина дисграфии – рассогласованность в работе полушарий мозга, а также отставание в развитии функций левого полушария.
И суть коррекции дисграфии заключается в обеспечении согласованной работы мозга при обязательном доминировании левого полушария. А для этого требуется:
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- развить графические навыки с одновременным развитием зрительно-моторной координации;
- укрепить мышц рук с целью снятия тонуса запястий.
Важно! Коррекция дисграфии у школьников в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе вне зависимости от их возраста, проводится исключительно педагогическими методами и с помощью специальных физических упражнений, направленных на активизацию работы левого полушария мозга, улучшение иннервации пальцев рук и развитие зрительно-моторных навыков.
На программах коррекции дисграфии у учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе дети выполняют графокоррекцию. Это базовое упражнение, которое рекомендовано не только ученикам с трудностями в обучении, дисграфией и дислексией. Оно идеально подходит всем, так как позволяет изменить работу мозговых ритмов. В результате ребёнок начинает видеть, что он пишет. Одновременно улучшается качество его почерка, а чтение становится более осмысленным и беглым.
Для коррекции дисграфии у младших школьников, которым обычно тяжело даётся графокоррекция, можно использовать:
- «Бой мяча». Отличное физическое упражнение для коррекции дисграфии, так как оно тренирует зрительно-моторную координацию, снимает тонус и напряжение с запястий рук, развивает у ребёнка способность концентрировать внимание на движущемся предмете, что крайне важно во время письма.
- Упражнения с деревянным волчком, который помогает сформировать правильный захват карандаша.
Метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии предполагает и активное развитие речевого дыхания, включение в ежедневные занятия сеансов цветоимпульсной терапии.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе занимаются не лечением дислексии, а проводят её коррекцию. При этом для достижения первых заметных результатов требуется всего 1-2 недели: у детей заметно улучшается почерк, уходят многие специфические ошибки, одновременно укрепляется их физическое и психоэмоциональное здоровье.
Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны без прописей, логопедов и нейропсихологов даёт прекрасные положительные результаты за 14 дней!