Если ребёнку ставят диагноз «дислексия», то родители в большинстве своём впадают в отчаяние. Они думают, что их ребёнок никогда не сможет нормально научиться читать и писать, у него всю жизнь будут проблемы с обучением.
Да, дислексия – это серьёзное неврологическое расстройство, которое передаётся по наследству и будет с человеком всю его жизнь.
ВАЖНО! Далеко не каждый дислексик по-настоящему «болеет» дислексией. И это нужно знать родителям детей с дислексией, потому что не все дислексики нуждаются в помощи специалистов. Многие проблемы можно решить самостоятельно или на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе в короткие сроки. Более того, проблем с обучением может даже и не возникнуть при правильном образе жизни ребёнка.
Главное – знать, как работает мозг дислексика и понимать истинную природу дислексии. Подробнее, что такое дислексия и почему её не нужно лечить, ответы здесь и здесь.
Дислексия – это дар интеллекта!
Именно такой позиции придерживается Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе и его основатель – коуч, эксперт-аналитик Татьяна Валерьевна Гогуадзе, которая более 30 лет работает с дислексиками разных возрастов, более того она сама преодолела дислексию в возрасте 30 лет.
Мы советуем родителям смотреть на дислексию как на ресурс мозга и расширенные возможности интеллекта. Поэтому всё чаще дислексия рассматривается как эволюционный процесс изменений в работе головного мозга. А проблемы с обучением возникают по причине того, что ребёнка обучают без учёта особенностей его мозговой деятельности.
Мозг дислексика – целостный, что даёт ему колоссальный нейробиологический потенциал. НО! Раскрыть этот потенциал можно в конкретной социальной среде, а традиционная система обучения не даёт таких возможностей. А когда нет адекватной среды, тогда дислексия и проявляется как неврологическое расстройство, что выражается в трудностях с чтением и письмом.
Поэтому на коррекционных программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе создаётся особая учебно-воспитательная атмосфера, где дети занимаются среди таких же, как они. А тренинг «Mind-ретрит» даже проводится под девизом «Будь среди своих, будь самим собой!». Дети-дислексики в такой среде раскрываются и проявляют свои истинные интеллектуальные способности.
Важно! Интеллектуальный дар дислексиков раскрывается только через стимулирование и закрепление доминации левого полушария мозга. Потому что доминация левого полушария – это ключ к успешному обучению и решению психоэмоциональных проблем при дислексии мозга.
И здесь родителям детей с дислексией необходимо понимать, что они должны стать главными помощниками своему ребёнку. А особая роль в этом принадлежит именно маме.
Современная школа с её подходами к обучению и воспитанию, негибкостью и неготовностью учитывать особенности каждого ученика на начальных этапах обучения чтению и письму просто не способна создать для дислексиков благоприятную среду для обучения.
Поэтому на программах коррекции дислексии Татьяны Гогуадзе мамы являются активными участниками: они занимаются вместе с детьми, осваивают техники и методики самопомощи при дислексии. Такой подход позволяет ребёнку в домашних условиях справляться с дислексическими трудностями и быть успешным в школе.
«Белые пятна» дислексии
У дислексика по жизни всегда будут т.н. «белые пятна» – ситуации, проблемы, которые он должен уметь преодолевать сам. Этого не нужно бояться или стыдиться: их нужно знать и принимать как данность, научившись справляться с трудностями. И родителям дислексиков надо уметь адекватно реагировать на эти «белые пятна» и помогать ребёнку с ними справляться.
Такими «белыми пятнами» для большинства дислексиков являются:
- обострённое чувство справедливости;
- излишняя доверчивость к людям. Да, многие дислексики на самом деле не понимают, как можно кого-то обмануть, поэтому они и сами не ожидают, что их могут обмануть, подставить, предать или обидеть.
- резкие эмоциональные реакции на трудности, особенно когда дислексика не понимают самые близкие люди.
Обязательно прочитайте книгу «Дислексия мозга. За гранью известного», в которой подробно рассказывается о психологии при дислексии, методах коррекции и подходах к воспитанию ребёнка-дислексика.
Какие ресурсы открывает дислексия?
Родителям детей с дислексией мы не рекомендуем зацикливаться только на решении проблем с чтением и письмом. При своевременной и правильной коррекции дислексия даёт человеку множество преимуществ, среди них:
- способность пропускать через себя значительные объёмы неструктурированной информации и вычленять из неё только нужные и важные факты;
- нестандартный взгляд на решение проблем, так как мозг позволяет посмотреть на проблему целостно с разных сторон: логики и перспективы;
- высокая работоспособность, особенно если есть чёткая мотивация и понятна цель, к которой нужно стремиться.
Какие ещё даёт преимущества дислексия, читайте в этом материале.
Также родителям детей с дислексией рекомендуем прочитать следующие статьи:
- Мифы о дислексии: что мы не знаем о проблеме?
- Особенности детской психологии при дислексии.
- Обучение детей с дислексией: что нужно знать педагогам и родителям.
Итак, дислексии не нужно бояться и думать, что ребёнку закрыт путь к высшему образованию. Наоборот, при коррекции дислексии человек раскрывает свои истинные интеллектуальные способности и ресурсы своего мозга.
Уважаемые родители!
Дислексия у вашего ребёнка – это шанс выделить его из общей массы, наделить его такими преимуществами, которых нет у других детей и никогда не будет, потому что так работает мозг дислексика.
А дислексики от природы обладают более высоким интеллектуальным потенциалом, чем обычные люди. Именно в этом и заключается ирония дислексии, так как на начальных этапах обучения у ребёнка могут возникнуть сложности в освоении элементарных навыков чтения и письма, которые обычным детям даются намного проще. Это может вызывать неуверенность ребёнка в собственных силах, потерю мотивации к обучению и преодолению трудностей, сформировать понимание, что он не может.
Главное – правильные подходы к коррекции дислексии, воспитанию и обучению ребёнка!