Яндекс Метрика
Как учить детей-дислексиков: рекомендации учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Обучение детей с дислексией: что нужно знать педагогам и родителям

06.06.2022

Дислексия – неудобная тема для российской школы и сферы здравоохранения. Даже по официальным данным, более 20% российских школьников имеют те или иные дислексические трудности. Однако при обучении детей с дислексией совершенно не учитываются их особенности, педагоги к ним предъявляют такие же требования, как и к другим ученикам. А если ребёнок не тянет программу, то родителям рекомендуют отправить его на ПМПК с дальнейшей перспективой перевода в коррекционный класс или даже в специальное учебное заведение.

Да, дети-дислексики испытывают трудности с обучением, в частности, с освоением навыков чтения и письма. Но это не означает, что они не могут учиться или что у них есть проблемы с интеллектуальным развитием. Как раз, наоборот, уже давно доказано, что многие дислексики от природы наделены более высоким интеллектом, чем другие дети.

Обучение ребёнка с дислексией

Это связано с особым строением мозга дислексиков, который у них является целостным. За счёт этой целостности обеспечивается объединение ресурсов левого и правого полушария мозга, что и даёт людям с дислексией определённые интеллектуальные преимущества. Однако это обстоятельство негативно сказывается на обучении при дислексии, так как даже небольшое нарушение синхронности в работе полушарий проявляется в виде неврологического расстройства. Именно из-за этого и возникают трудности с чтением и письмом, а также проблемы психоэмоционального характера.

И чтобы преодолеть трудности с обучением при дислексии, нужна её коррекция, а не «лечение». Суть этой коррекции заключается в обеспечении доминирования левого полушария мозга. В результате уходят многие дислексические трудности, улучшается неврологический статус ребёнка и появляются все возможности для раскрытия его истинного интеллектуального потенциала.

Но даже без прохождения курса коррекции родители и учителя в школе могут помочь дислексикам начать лучше учиться. Тем более, для этого есть даже законодательная база.

Какие методы обучения детей с дислексией нужно использовать?

Обучение детей с дислексией по методике Татьяны Гогуадзе

Если у ребёнка есть диагноз «дислексия», то совершенно необязательно его переводить его в коррекционный класс. На основании Письма Минпросвещения России от 08.02.2019 N ТС-421/07 «О направлении рекомендаций» школа ОБЯЗАНА создавать для таких детей специальные условия обучения. В частности, образование может быть индивидуализировано с учётом особенностей конкретного ребёнка:

  • замена чтения вслух и письменных работ на устные ответы;
  • снижение темпов и объема выполнения письменных заданий;
  • использование вспомогательного дидактического материала, в том числе аудиозаписей изучаемых тем;
  • применение в отношении детей-дислексиков отдельной шкалы оценок;
  • проведение промежуточной аттестации с учётом степени тяжести нарушения.

Реализация этих требований не потребует от педагога значительных дополнительных усилий и не приведёт к переключению внимания со всего класса только на одного «особенного» ученика. Наоборот, обеспечив дислексику такие условия обучения, учитель будет тратить на него меньше времени.

Что ещё может сделать педагог?

Вот несколько основных советов, которые помогут и педагогу, и ребёнку с дислексией:

  • разрешите ученику-дислексику проводить больше времени над решением поставленной задачи. Другими словами, ему просто надо дать больше времени, чтобы подумать;
  • не загоняйте дислексика в жёсткие рамки, не нужно его подгонять – пусть он работает в своём темпе. Этот совет можно дать и родителям дислексиков, которые помогают им дома с обучением;
  • давайте такие упражнения ребёнку, которые находятся в зоне его ближайшего развития;
  • чаще хвалите и подбадривайте дислексика – так у него будет сохраняться интерес к учёбе. Да и в целом, чтобы дети лучше учились, нужно обращать внимание на то, что у них хорошо получается, а не на их слабые места;
  • больше наблюдайте за ребёнком с дислексией, подмечайте его особенности, трудности с обучением – так будет проще оказывать ему помощь.

Конечно, перед педагогом не стоит задача провести коррекцию дислексии, ведь это не его обязанность, но помочь учиться ребёнку-дислексику он точно может.

Обучение детей-дислексиков Татьяной Гогуадзе

Какие особенности дислексиков нужно учитывать при их обучении?

Приведём только основные моменты, которые должны знать как родители, так и педагоги:

  • дислексия – это не болезнь. Она не лечится, а только корректируется. От дислексии невозможно избавиться – она будет с человеком всю жизнь;
  • для дислексиков крайне важна мотивация при обучении. Они точно должны знать, зачем им выполнять то или иное действие/упражнение. Можно сформулировать тезис так: «Нет мотивации – нет результата в учёбе»;
  • высокая эстетичность – врождённая особенность детей с дислексией;
  • комната ребёнка-дислексика должна представлять собой интеллектуальное пространство, где основное место будут занимать учебники, книги, карты, полезные развивающие материалы;
  • дислексиками трудно управлять, они будут слушать только тех, кто смог доказать свой авторитет.

Помочь дислексику можно самостоятельно!

И главное условие для этого – получить знания о дислексии, способах и методах её коррекции. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует онлайн-школа, где представлены образовательные материалы для самостоятельной коррекции проблем с обучением у школьников.

Онлайн-курс по обучению детей с дислексией

Обучающие материалы разделены на 3 блока:

  • родителям;
  • специалистам;
  • детям.

Для изучения предлагаются вебинары учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, авторские методики по графокоррекции, онлайн-курсы по дислексии.

Кроме того, мы проводим очное обучение специалистов, которые работают с детьми-дислексиками. Программа будет полезна логопедам, психологам, педагогам, которые хотят освоить уникальные и эффективные методы коррекции дислексии.

Конечно, чтобы по-настоящему помочь ребёнку с обучением при дислексии, нужна коррекция его состояния. Однако даже соблюдение представленных выше рекомендаций поможет дислексику значительно улучшить своё психоэмоциональное состояние и решить многие проблемы с учёбой.