Что такое дислексия? В настоящее время выделяют несколько основных определений, общим в которых является то, что ее считают неврологическим расстройством.
Согласно определению Международной ассоциации дислексии, под этим термином понимается специфическая неспособность к обучению, которая имеет неврологическое происхождение. Дислексия характеризуется трудностями с точным/беглым распознаванием слов и недостаточными способностями к письму и чтению. При этом отмечается, что эти трудности существуют, несмотря на полноценные условия обучения и сохранность других когнитивных способностей.
В России в определении дислексии используются два подхода – педагогический и клинико-психологический. И в зависимости от выбранного подхода дислексию либо «лечат», либо «корректируют».
Педагогическое определение дислексии можно встретить в любом учебнике по логопедии, где будет указано, что «дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое обусловлено несформированностью (нарушением) высших психических функций и которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера».
Согласно клинико-психологическому подходу, дислексия – это специфические нарушения речи либо же состояние человека, основным проявлением которого является стойкая и избирательная неспособность овладеть навыком чтения. При этом подчёркивается, что у человека отсутствуют нарушения слухового и зрительного анализаторов, а интеллектуальное развитие находится на нормальном уровне.
Важно отметить, что различают дислексию и отдельно трудности овладения чтением, которые вызваны другими причинами, в первую очередь, умственной отсталостью, дефектами зрения и слуха.
Ещё один важный момент – дислексия официально не считается психическим заболеванием. Но при этом отмечается, что она вызывается недостаточной сформированностью либо распадом психических функций, принимающих участие в осуществлении процесса чтения.
Как появился термин «дислексия» и как происходило изучение проблемы, вы можете прочитать в нашем отдельном материале.
Коррекция или «лечение» дислексии?
Это самый сложный вопрос в сфере дислексии. И ответить на него можно, только зная истинные причины возникновения дислексии.
Дислексию невозможно приобрести – с ней уже рождаются и она остаётся с человеком всю его жизнь. Это ключевое знание о дислексии, которые должны знать, как сами дислексики, так и те, кто их пытается лечить, и те, кто с ними работают.
Да, дислексия – это генетически заложенная особенность в работе мозга, которая проявляется в нарушении синхронности работы полушарий головного мозга. И если мозг получает неправильную стимуляцию, то происходят нарушения в его работе, что уже и проявляется в качестве неврологического расстройства. Именно из-за отсутствия доминации одного из полушарий головного мозга (для обучения навыкам чтения и письма важно, чтобы доминантным было левое полушарие) и возникают трудности с обучением, неадекватная реакция на учебную монотонную нагрузку и психоэмоциональные проблемы.
Так устроен мозг
Доказано, что при дислексии мозг имеет особое анатомическое строение, влияющее на неврологический статус человека, а также особенности психики. Закладка особой структуры мозга происходит на 3-м месяце беременности.
Вот поэтому дислексия и не поддаётся лечению. При дислексии мозга у человека выявляется сохранный интеллект и расширенные возможности адаптации. При дислексии человек может быть успешным в различных сферах, в том числе математике, физике, других науках, бизнесе и политической деятельности и при этом испытывать трудности с чтением и письмом.
Как показывает практика, «лечение» дислексии сводится к назначению ноотропных препаратов, которые должны стимулировать мозг и тем самым повышать образовательные способности при дислексии. В действительности, назначение ноотропов при дислексии – это настоящее преступление против детей. Об этом мы подробно писали в другой нашей статье.
Почему дислексикам нужна именно коррекция?
Потому что суть преодоления дислексических трудностей состоит в том, чтобы обеспечить у дислексика доминацию левого полушария мозга и сформировать у него правильную нейродинамику чтения и письма. И для этого не требуется приём ноотропов или других лекарств, а необходимо регулярное выполнение специальных физических упражнений, действие которых направлено на стимуляцию работы левого полушария мозга. Именно с помощью физических упражнений можно справиться с различными моторными трудностями, преодолеть психоэмоциональные проблемы при выполнении монотонной работы. Решив эти проблемы, человек получает доступ к своим навыками чтения и письма.
Для справки:
Нейродинамика – это уровень мозговой активности, проявляющийся в графической и письменной деятельности человека. То есть это особенность протекания процессов торможения и возбуждения в нервной системе и соблюдение их баланса.
Очень важно! Если детей со слаборазвитой нейродинамикой заставлять самостоятельно больше читать и писать, то это только усугубляет ситуацию и провоцирует неврологические расстройства в психике. В таком случае ребёнок может начать агрессивно вести себя, у многих детей-дислексиков в таких ситуациях развивается невроз, они полностью отказываются от письма и чтения и вслух.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе занимается именно коррекцией дислексии и помогает детям, подросткам и взрослым с другими трудностями в обучении справиться со своими проблемами исключительно с помощью педагогических техник и методик.
Мы не «лечим» дислексию! Мы помогаем дислексикам научиться управлять своим телом и руками во время письма и чтения, узнать свои истинные интеллектуальные способности, принять свою дислексию и начать пользоваться её преимуществами.