Что большинство из нас знает о дислексии? Многие ответят, что дислексики не умеют писать и читать и никак не могут освоить эти навыки. Некоторые скажут, что это болезнь, которую нужно лечить. Но все такие утверждения лишь отчасти правдивы.
Даже официальная статистика говорит, что 15-20% всех людей на планете имеют те или иные дислексические трудности. Однако в нашей стране на проблемы дислексиков не принято обращать особого внимания. Отсюда – существование различных мифов о дислексии, которые очень далеки от реальности и усложняют жизнь детям с трудностями в чтении и письме, а также и их семьям в целом.
В статье разберём, какие же представления о дислексии являются ошибочны.
Дислексия – это болезнь
Именно так на данное неврологическое расстройство смотрит большинство медиков, педагогов и логопедов. Соответственно, дислексиков лечат, в том числе опасными ноотропными препаратами, которые очень часто только усугубляют проблему и наносят вред психофизическому и интеллектуальному состоянию ребёнка.
Соответственно, под причины дислексии подводят самые различные факторы:
- Токсическое поражение центральной нервной системы плода во время беременности матери.
- Гипоксическое или инфекционное повреждение головного мозга ребёнка.
- Черепно-мозговые травмы, различные детские инфекции и др.
Более подробно о реальных причинах дислексии можно прочитать в отдельной статье.
В действительности, дислексия, и это является научно доказанным фактом, – генетическая особенность функционирования мозга. Другими словами, ребёнок рождается с дислексией, и она у него СОХРАНЯЕТСЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
Вопрос качества жизни дислексика напрямую зависит от того, будет выполнена коррекция дислексии или нет.
И отсюда вытекает ещё один миф.
Дислексиков нужно лечить!
Нет, это ложное утверждение! Дислексиков бесполезно лечить: ни медикаментозное вмешательство, ни лечение травками, бесконечные занятия с логопедом не дадут нужного результата.
Дислексики нуждаются в коррекции своего состояния, их можно научить читать и писать, если учитывать особенности функционирования мозга.
Суть коррекции дислексии заключается в обеспечении согласованной работы полушарий мозга (обязательно должно доминировать левое полушарие мозга), а также формировании правильной нейродинамики чтения и письма, преодолении моторных трудностей и различных психоэмоциональных проблем. И для этого детям-дислексикам совершенно не нужны таблетки!
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе коррекция дислексия осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, которые направлены на стимуляцию работы левого полушария мозга. Применяемые методики, через активизацию работы левого полушария, позволяют всего за 14 дней согласовать работу полушарий мозга, что и открывает детям и взрослым доступ к уверенным навыкам чтения и письма. Вот почему важно именно родителям и педагогам научиться совершенно по-другому воспринимать дислексию и понять, какие преимущества она даёт по жизни.
У дислексиков прыгает текст перед глазами
В Интернете очень много видеороликов, которые показывают, как якобы видят текст дислексики. Сегодня всё чаще можно встретить такие видео в интернете, где смоделирован «взгляд» человека, у которого выражена рассогласованность в работе мозга. Считается, что у дислексиков текст буквально расплывается перед глазами, а буквы и целые строчки меняются между собой местами. Но эти видео демонстрируют рассогласованную работу мозга - только и всего. Да, если смотреть такие ролики, то полушария вашего мозга тоже будут рассогласовываться, в результате и вы будете также видеть, причём не только текст!
Но если бы это было действительно так, то как дислексики могли бы читать? На самом деле около 60% всех дислексиков не испытывают каких-то серьёзных трудностей с чтением и письмом – они понимают, что читают, у них нормальный почерк. Да, при этом на письме они могут совершать классические дислексические ошибки и не видеть их, но самое главное в том, что они пишут и читают!
Ответы, почему так происходит и как помочь дислексику быстро улучшить навыки чтения и письма, – в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».
В действительности у дислексиков прыгают не буквы или строчки – у них прыгает взгляд. Другими словами, они испытывают проблемы с концентрацией внимания и не могут сосредоточиться на тексте.
И дислексиков относительно просто научить бегло читать и понимать прочитанный текст. Для этого требуются физические упражнения, которые согласовывают работу мозга и учат следить глазами по строчке. Неотъемлемым и даже самым главным упражнением для дислексика является графокоррекция, которая не только приводит в норму работу мозговые ритмы, способствует улучшению техники письма и чтения, но и позволяет решить многие психоэмоциональные проблемы.
К тому же заниматься графокоррекцией можно самостоятельно – для этого разработан онлайн-курс, в котором учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе подробно рассказывает о данной методике и объясняет, что и как нужно делать.
Мы знаем, что дислексия – это особый мозг, а не болезнь или отклонение в развитии! Наоборот, дислексия, при коррекции в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, даёт возможность раскрыть потенциал мозга, приобрести навыки, которые недоступны другим людям. Но первый шаг на пути к этому – коррекция дислексия, после которой жизнь ребёнка и всей его семьи меняется кардинально, причём меняется исключительно в лучшую сторону.