Яндекс Метрика
Зеркальное письмо у детей: что это такое и как выполнить коррекцию зеркального письма
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Зеркальное письмо у детей: причины и как решить проблему?

03.06.2024

Зеркальное письмо или, как его часто называют, «почерк Леонардо да Винчи» – это письмо справа налево, но с зеркальным изображением или переворачиванием букв и цифр. Данная манера письма получила название в честь великого итальянского живописца и архитектора, потому что Леонардо да Винчи именно таким образом предпочитал вести свои записи.

Что делать с зеркальным письмом у детей

И это обстоятельство играет определённую роль в том, что многие родители поощряют развитие навыков зеркального письма у своих детей, считая, что тем самым они помогают ребёнку развить его интеллектуальный потенциал, воображение и другие творческие способности. Но в действительности зеркальное письмо – это одно из проявлений дисграфии, которое мешает ребёнку не только грамотно и быстро писать от руки, а также в целом негативно сказывается на ситуации с обучением.

Причины зеркального письма

Овладение навыком письма – сложный и длительный процесс, который включает в себя своевременное и полноценное формирование коры головного мозга, крупной и мелкой моторики, артикуляции, органов слуха и зрения. Формирование психических функций, отвечающих за чтение и письмо, происходит в 5-7-летнем возрасте. Поэтому в логопедии считается нормой, если ребёнок-дошкольник «зеркалит» буквы и цифры.

Однако если проблема зеркального письма сохраняется в начальной школе, то её нужно обязательно решать.

Зеркальное письмо у детей

Основными причинами зеркального письма обычно считаются:

  • нарушение у ребёнка пространственной ориентировки, то есть он слабо ориентируется в определении левых и правых частей предметов и объектов;
  • отсутствие представления буквы как определённого графического образа;
  • отсутствие перехода у ребёнка от устной речи к письменной, из-за чего он не усвоил систему графических знаков.

Однако базовой причиной возникновения зеркального письма у детей является особенность функционирования и развития полушарий мозга. У детей до 6-7 лет от природы более активно правое полушарие, но постепенно к школьному возрасту начинает преобладать левое. Потому что именно левое полушарие у нас отвечает за учёбу, логику и линейность, а обучение в школе как раз и построено по линейной системе – от простого к сложному.

Другими словами, возникновение зеркального письма объясняется теми же причинами, что и дислексия, и дисграфия, то есть – отсутствием доминации левого полушария мозга.

Внимание! Одной из причин зеркального письма часто является леворукость. Дело в том, что левши, выполняя все действия левой рукой, более активно стимулируют правое полушарие. Это приводит к ещё большей рассогласованности в работе полушарий мозга и, как результат, к зеркальному письму. В этом случае решением проблемы может стать переучивание ребёнка с левой руки на правую.
Причины зеркального письма у детей

Коррекция зеркального письма

В связи с тем, что основная причина данной проблемы – преобладание правого полушария, то первоначально рекомендуется выяснить, какое полушарие мозга у ребёнка от природы доминирует. Оптимальный вариант – прохождение биометрического исследования, результаты которого также позволят выработать индивидуальную траекторию обучения ребёнка с учётом особенностей работы его мозга и личностных качеств.

Но даже и без биометрического исследования родители могут самостоятельно помочь своему ребёнку решить проблему зеркального письма. Первое, что нужно сделать, – преодолеть рассогласованность полушарий мозга и закрепить доминацию левого полушария. Одновременно требуется сформировать и правильную нейродинамику чтения и письма.

О том, как это сделать, подробно рассказываем в этих материалах:

Для успешной и быстрой коррекции зеркального письма также дополнительно рекомендуется:

  • развивать у ребёнка зрительно-моторную координацию, то есть нужно обеспечить скоординированную работу системы «мозг, глаза и руки». В результате ребёнок будет видеть, что он пишет и своевременно сможет исправлять как зеркальное написание букв и цифр, так и грамматические ошибки;
  • повышать выносливость к монотонному труду, которым и является письмо от руки. Многие проблемы с почерком связаны с тем, что дети физически не готовы в течение длительного времени писать от руки, из-за чего они быстро устают и не замечают ошибок. Лучшее упражнение для формирования выносливости к монотонному труду и одновременному развитию правильной нейродинамики чтения и письма – это графокоррекция;
  • развивать концентрацию внимания и умение распределять и переключать внимание. Подробнее об этих навыков рассказываем в этом материале.
Коррекция зеркального письма у детей

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе помогает в короткие сроки преодолеть детям их трудности с обучением, в том числе решить проблемы с зеркальным письмом. Для знакомства с методом учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе рекомендуем посетить тренинг «Интеллектуальные выходные», который позволяет за 3 дня получить ценные знания об особенностях работы мозга и освоить упражнения, которые можно применять самостоятельно для коррекции зеркального письма и других проблем с обучением, в том числе преодоления дислексии и дисграфии.

Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вашему ребёнку преодолеть его проблемы с обучением.