Зеркальное письмо или, как его часто называют, «почерк Леонардо да Винчи» – это письмо справа налево, но с зеркальным изображением или переворачиванием букв и цифр. Данная манера письма получила название в честь великого итальянского живописца и архитектора, потому что Леонардо да Винчи именно таким образом предпочитал вести свои записи.
И это обстоятельство играет определённую роль в том, что многие родители поощряют развитие навыков зеркального письма у своих детей, считая, что тем самым они помогают ребёнку развить его интеллектуальный потенциал, воображение и другие творческие способности. Но в действительности зеркальное письмо – это одно из проявлений дисграфии, которое мешает ребёнку не только грамотно и быстро писать от руки, а также в целом негативно сказывается на ситуации с обучением.
Причины зеркального письма
Овладение навыком письма – сложный и длительный процесс, который включает в себя своевременное и полноценное формирование коры головного мозга, крупной и мелкой моторики, артикуляции, органов слуха и зрения. Формирование психических функций, отвечающих за чтение и письмо, происходит в 5-7-летнем возрасте. Поэтому в логопедии считается нормой, если ребёнок-дошкольник «зеркалит» буквы и цифры.
Однако если проблема зеркального письма сохраняется в начальной школе, то её нужно обязательно решать.
Основными причинами зеркального письма обычно считаются:
- нарушение у ребёнка пространственной ориентировки, то есть он слабо ориентируется в определении левых и правых частей предметов и объектов;
- отсутствие представления буквы как определённого графического образа;
- отсутствие перехода у ребёнка от устной речи к письменной, из-за чего он не усвоил систему графических знаков.
Однако базовой причиной возникновения зеркального письма у детей является особенность функционирования и развития полушарий мозга. У детей до 6-7 лет от природы более активно правое полушарие, но постепенно к школьному возрасту начинает преобладать левое. Потому что именно левое полушарие у нас отвечает за учёбу, логику и линейность, а обучение в школе как раз и построено по линейной системе – от простого к сложному.
Другими словами, возникновение зеркального письма объясняется теми же причинами, что и дислексия, и дисграфия, то есть – отсутствием доминации левого полушария мозга.
Внимание! Одной из причин зеркального письма часто является леворукость. Дело в том, что левши, выполняя все действия левой рукой, более активно стимулируют правое полушарие. Это приводит к ещё большей рассогласованности в работе полушарий мозга и, как результат, к зеркальному письму. В этом случае решением проблемы может стать переучивание ребёнка с левой руки на правую.
Коррекция зеркального письма
В связи с тем, что основная причина данной проблемы – преобладание правого полушария, то первоначально рекомендуется выяснить, какое полушарие мозга у ребёнка от природы доминирует. Оптимальный вариант – прохождение биометрического исследования, результаты которого также позволят выработать индивидуальную траекторию обучения ребёнка с учётом особенностей работы его мозга и личностных качеств.
Но даже и без биометрического исследования родители могут самостоятельно помочь своему ребёнку решить проблему зеркального письма. Первое, что нужно сделать, – преодолеть рассогласованность полушарий мозга и закрепить доминацию левого полушария. Одновременно требуется сформировать и правильную нейродинамику чтения и письма.
О том, как это сделать, подробно рассказываем в этих материалах:
- Как развивать левое полушарие мозга?
- Профилактика дислексии и дисграфии через физические упражнения.
- Трудности в чтении и письме: причиной может быть несформированная нейродинамика!
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Для успешной и быстрой коррекции зеркального письма также дополнительно рекомендуется:
- развивать у ребёнка зрительно-моторную координацию, то есть нужно обеспечить скоординированную работу системы «мозг, глаза и руки». В результате ребёнок будет видеть, что он пишет и своевременно сможет исправлять как зеркальное написание букв и цифр, так и грамматические ошибки;
- повышать выносливость к монотонному труду, которым и является письмо от руки. Многие проблемы с почерком связаны с тем, что дети физически не готовы в течение длительного времени писать от руки, из-за чего они быстро устают и не замечают ошибок. Лучшее упражнение для формирования выносливости к монотонному труду и одновременному развитию правильной нейродинамики чтения и письма – это графокоррекция;
- развивать концентрацию внимания и умение распределять и переключать внимание. Подробнее об этих навыков рассказываем в этом материале.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе помогает в короткие сроки преодолеть детям их трудности с обучением, в том числе решить проблемы с зеркальным письмом. Для знакомства с методом учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе рекомендуем посетить тренинг «Интеллектуальные выходные», который позволяет за 3 дня получить ценные знания об особенностях работы мозга и освоить упражнения, которые можно применять самостоятельно для коррекции зеркального письма и других проблем с обучением, в том числе преодоления дислексии и дисграфии.
Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вашему ребёнку преодолеть его проблемы с обучением.