Ключевая особенность методики учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по коррекции и профилактике дислексии – активное использование физических упражнений, которые направлены на преодоление рассогласованности работы полушарий мозга при обязательном закреплении доминации левого полушария.
В статье поговорим о спорте и дислексии, спортивных секциях, куда лучше отдавать ребёнка с трудностями в обучении, упражнениях для профилактики дислексии у школьников, которые можно самостоятельно выполнять дома.
Важно! В статье даны рекомендации для детей, у которых нет серьёзных медицинских ограничений для занятий спортом. Представленные упражнения подходят не только детям с дислексией, но и всем школьникам с трудностями в обучении.
Как связана дислексия и физкультура
Дислексия – это неврологическое расстройство, которое объясняется рассогласованной работой полушарий мозга, неправильной его стимуляцией, в частности, неверно сформированной нейродинамикой чтения и письма.
Наиболее эффективный и простой способ активизировать работу левого полушария мозга – воздействие на него через тело, то есть физическую активность. Но далеко не все физические упражнения при дислексии можно выполнять, так как определённые виды спорта только усиливают рассогласованность полушарий мозга, что приводит к ещё большим трудностям в обучении.
Ациклические и циклические виды спорта
При дислексии не рекомендуется заниматься ациклическими видами спорта, так как все упражнения построены на резкой смене двигательной активности. К ним относятся гимнастика, акробатика, все спортивные игры и единоборства, танцы.
Выполнение таких упражнений не способствует коррекции дислексии, а наоборот, усугубляет её последствия, так как отсутствуют повторения и каждое движение значительно отличается друг от друга.
Циклические виды спорта отличаются неоднократными повторениями одних и тех же действий, при этом их интенсивность может постоянно меняться. Если говорить в контексте дислексии, то циклические виды спорта позволяют ребёнку научиться не только останавливать своё тело, но и научиться его контролировать. К тому же такие упражнения при дислексии активно стимулируют работу мозга, обеспечивая его правильную стимуляцию.
Более того, они гораздо полезнее для организма, поэтому их включают в оздоровительные программы, направленные на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний и проблем с дыхательными путями.
Циклические упражнения приносят организму существенную пользу:
- укрепляют работу сердца;
- улучшают кровообращение;
- нормализуют сон;
- повышают выносливость и силу;
- развивают самодисциплину и волю;
- положительно воздействуют на дыхание, в том числе активизируют развитие речевого дыхания и опорно-двигательного аппарата;
- повышают уровень общего физического развития.
К наиболее доступным видам спорта можно отнести бег, лыжи, скандинавскую ходьбу, ролики, коньки, велосипед, греблю, плавание.
А чтобы максимально точно определить, какие физические упражнения для преодоления дислексии нужны именно вашему ребёнку, рекомендуем пройти биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Оно покажет природную предрасположенность ребёнка к определённому виду спорту, а также пояснит, от какой спортивной активности лучше отказаться.
Польза бега при дислексии
Это одно из лучших упражнений для профилактики дислексии, так как бег:
- отлично тренирует дыхание, которое крайне необходимо для беглого чтения вслух и грамотности на письме;
- развивает выносливость к монотонной нагрузке, а письмо от руки – это и есть серьёзная монотонная нагрузка, к которой многие дети просто не готовы;
- активно насыщает мозг, лёгкие и сердце кислородом, то есть улучшается работа мозга, в частности, мозжечка, который у нас отвечает за обучение.
Если сложно бегать, можно начать с активной ходьбы, которая также способствует профилактике дислексии, дисграфии и СДВГ. Главное – заниматься регулярно и следить за техникой дыхания.
Скандинавская ходьба и лыжи
Техника бега на лыжах (важно бежать классическим ходом) и скандинавской ходьбы практически одинаковы: руки поочередно работают вдоль тела при одновременном совершении движений ногами. Благодаря этому достигается попеременное воздействие на полушария мозга, присутствуют режимы напряжения и расслабления.
А именно этого эффекта и требуется достичь при выполнении физических упражнений для детей с дислексией.
Скандинавская ходьба и бег на лыжах также способствуют тренировке дыхания, развитию выносливости и силы воли. Эти вида спорта:
- нагружают во время тренировки до 90% всех мышц тела;
- снимают напряжение с коленей и суставов;
- улучшают координацию движений.
Физическая активность на воздухе – это ещё и отличная психоэмоциональная профилактика при дислексии, так как она помогает школьникам лучше справиться с волнениями и переживаниями, разгрузить мозг от негативных мыслей.
Какие упражнения для исправления дислексии можно делать дома?
Самые доступные и полезные – это бой мяча, прыжки на скакалке и занятия с эспандером.
На коррекционных программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе дети обязательно занимаются боем мяча. Продолжительность тренировки может достигать 60-180 минут.
Бой мяча – это базовое упражнение для профилактики дислексии и дисграфии у школьников, так как оно:
- развивает концентрацию внимания, саморегуляцию, самодисциплину, речевое дыхание;
- тренирует выносливость к монотонному труду и зрительно-моторную координацию;
- помогает преодолеть гиперактивность и устранить навязчивые движения;
- улучшает подвижность лучезапястного сустава;
- снимает стресс и негативные эмоции.
«Бой мяча» – это отличное психофизическое упражнение при дислексии, которое тренирует психику, развивает ребёнка физически и при этом помогает ему решить многие проблемы с обучением. У детей после «Боя мяча» улучшается почерк, навыки чтения и письма.
Больше прыгаешь на скакалке – быстрее улучшаешь почерк
Это упражнение для устранения дислексии рекомендуется потому, что во время прыжков одновременно задействуются обе руки и ноги, а мозг при этом должен контролировать их согласованную работу.
К тому же обыкновенная скакалка помогает улучшить почерк, ведь во время прыжков развиваются и укрепляются запястья, а руки становятся сильнее. Благодаря этому ребёнку становится легче правильно удерживать ручку во время письма, он учится контролировать силу нажима и в целом начинает меньше уставать от самого процесса письма.
Скакалка – это ещё и великолепный кардиотренажёр, который укрепляет стенки сосудов, положительно влияет на работу сердца, приводит в норму дыхательную систему.
Эспандер – эффективный тренажёр для мозга
При наличии у ребёнка дислексии эспандер должен стать его карманным тренажёром!
Сжатие эспандера позволяет воздействовать на зону мозга, которая у нас отвечает за согласованную работу когнитивных и эндокринных систем. Такое упражнение при дислексии помогает повысить согласованность в работе мозга, а также устойчивость психики к стрессам и внешним раздражителям.
При работе с эспандером важно сжимать его попеременно то левой, то правой рукой. И обязательно нужно заканчивать упражнение на правой руке. Во время выполнения надо следить, чтобы вторая рука была неподвижна. Оптимальное положение – одна рука располагается на поясе, а вторая – сжимает тренажёр.
Эспандер помогает укрепить силу рук, повысить выносливость к монотонному труду, за счёт чего почерк становится более ровным и плавным. Вот почему эспандер входит в состав комплекта массажёров для коррекции почерка без прописей по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.
Уважаемые родители!
Для успешной коррекции и профилактики дислексии и дисграфии без физических упражнений просто невозможно обойтись. И чем раньше в режиме дня ваших детей появится физическая активность, тем выше вероятность, что со многими дислексическими трудностями они справятся ещё до школы.
Начните вместе со своим ребёнком заниматься циклическими видами спорта – и вы не только справитесь с дислексией, но и значительно улучшите как его, так и своё здоровье!
Подписывайтесь также на наш Telegram-канал и читайте полезные материалы по обучению и развитию детей.