Одна из основных целей школьного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, – формирование учебной самостоятельности у школьников.
Что такое самостоятельность учебной деятельности, почему этот навык крайне необходимо развивать у всех детей и как помочь ребёнку справиться с данной задачей – об этом и поговорим в нашем материале.
Понятие учебной самостоятельности
Под этим термином понимают «личностное качество ребёнка, которое характеризуется познавательной инициативностью, предвидением содержания учебной деятельности, умением самостоятельно осуществлять учебные действия, проводить их контроль и оценку».
Давайте разберём это определение более подробно. Самостоятельность учебной деятельности, как видно, включает в себя несколько составляющих. Ключевая из них – познавательный интерес ребёнка, который должен выступать в качестве сильнейшего мотива для получения новых знаний. Но чтобы у ребёнка была по-настоящему сформирована учебная самостоятельность, он должен овладеть различными умениями:
- Общенаучными. К ним относится способность правильно читать текст, находить ответы на вопросы, составлять план прочитанного текста, таблицы, конспект, планировать свою деятельность.
- Общелогические. Это умение выделять главное, проводить сравнение, доказывать, делать выводы, формулировать вопросы.
- Предметные (специальные) умения. Они отражают специфику отдельных учебных дисциплин, например, умение читать карту, решать задачи, писать сочинения.
- Коммуникативные. Это способность ученика вести диалог с учителем и с одноклассниками, устанавливать новые контакты.
Школьные учителя при определении степени самостоятельности учеников опираются на те возможности ребёнка, которыми он обладает в настоящий момент. Например, они смотрят, способен ли он действовать по собственной инициативе, умеет ли рассчитывать свои силы, есть ли у него личное мнение и умеет ли он его выражать.
Важно! Каждый человек рождается с определённым набором способностей. И чтобы их выявить, необязательно ждать школы или проходить профориентацию в старших классах. Биометрическое исследование позволяет по узорам 10 пальцев рук выявить врождённые задатки и способности, определить поведенческие особенности человека, заложенные генетически. Биометрия показывает ассоциативные, аналитические, речевые способности человека, уровни развития его коммуникабельности, реактивности, координированности, выносливости. Зная эти сведения, намного легче выстроить индивидуальную траекторию обучения ребёнка и быстрее помочь ему развить учебную самостоятельность.
Уровни учебной самостоятельности
Разумеется, развитие этого навыка идёт постепенно. Ребёнок последовательно проходит следующие стадии развития учебной самостоятельности:
- Отрицательный. У ребёнка есть только начальные предметные знания и умения. Его интерес к чему-то новому избирателен и проявляется только под воздействием внешних, привлекающих внимание факторах. Ученик выполняет любые действия только по прямому указанию учителя, при этом у него полностью отсутствует потребность контролировать и оценивать свои действия.
- Начальный уровень учебной самостоятельности. Ученик уже владеет опорными знаниями, уверенно применяет их при решении типовых задач. В затруднительных ситуациях он проявляет любознательность, которая сопровождается проявлением эмоций (удивление, радость познания). Ребёнок может удерживать поставленную учебную цель и корректировать её с помощью учителя, пытается оценить свою деятельности по просьбе извне.
- Средний уровень развития учебной самостоятельности. У школьника есть устойчивый познавательный интерес к новым знаниям и умениям. Он самостоятельно формулирует цели своей учебной деятельности, способен её удерживать и корректировать с помощью педагога. В процессе работы на уроке или дома использует ранее изученный учебный материал и на его основе получает новые знания. При наличии ошибок исправляет их самостоятельно и способен аргументированно оценить результаты своей деятельности.
- Достаточный уровень развития учебной самостоятельности. У ребёнка есть глубокие предметные знания и умения, который он может самостоятельно актуализировать и применять при решении нетиповых задач. У школьника есть повышенный интерес к активной самостоятельной работе с научной литературой, он умеет самостоятельно ставить цели и их корректировать. По достижении цели может адекватно проанализировать степень её реализации. Ребёнок испытывает потребность в систематическом, пошаговом самоконтроле.
Что нужно знать о формировании учебной самостоятельности?
Сегодня всё чаще в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе обращаются родители, чьи дети не хотят, а точнее не умеют учиться. И одна из причин – это как раз не развитый навык учебной самостоятельности.
А всё потому, что формирование учебной самостоятельности должно вестись с развитием мотивации к самостоятельной деятельности. То есть, чтобы ребёнок захотел учиться, он должен осознавать значимость и важность результатов своего труда. А для этого надо сначала развивать у ребёнка самостоятельность – и это касается не только учёбы, но и всех остальных сфер его жизни.
Но часто бывает так, что ребёнок вроде бы хочет учиться, но не может довести работу до конца. И дело здесь обычно не в лени, а в низком уровне развития силы воли. Зачем детям развивать силу воли и как это сделать, подробно изложено в этом материале.
Итак, даже если ребёнок хорошо усваивает новый материал, без мотивации и силы воли достичь высшего уровня учебной самостоятельности будет просто невозможно!
Именно поэтому такие методы решения проблем с обучением, как многократное переписывание текстов, увеличение объёмов текстов для чтения, работа в прописях и даже классическая работа над ошибками не помогают повысить уровень самостоятельности учебной деятельности. Потому что в первую очередь требуется повысить мотивацию к обучению и усвоению новых знаний, а также развить силу воли.
По такому принципу и построены программы учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Успешный Старт» и «Тренируйся и учись!», на которых дети через специальные психофизические упражнения, графокоррекцию в буквальном смысле учат заново работать свой мозг, помогают ему получать радость и удовольствие от процесса обучения, чтения и письма.
Как научить свой мозг учиться и как организован процесс формирования учебной самостоятельности у школьников на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, можно прочитать в этих материалах:
- Обучение и мозг или как научиться учиться.
- Связь мозга и тела или как улучшить когнитивные способности через физические упражнения.
- Коррекция трудностей в обучении: метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе.
- Трудности в чтении и письме: причиной может быть несформированная нейродинамика!
- Коррекция почерка и чтения: секреты успеха в работе мозжечка!
Приглашаем вас также на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – и мы поможем вашему ребёнку исправить ситуацию с обучением, развить у него навык учебной самостоятельности.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.