Яндекс Метрика
Как развивать самостоятельность у ребёнка и зачем это делать, советы по развитию самостоятельности
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как развить самостоятельность у ребёнка

28.09.2023

Что такое самостоятельность? Считается, что это одно из ведущих качеств личности, которое выражается в умении человеком ставить перед собой цель и настойчиво её добиваться.

Самостоятельность – это и действие, которое осуществляет человек без подсказки и помощи окружающих. Это и способность рассчитывать только на свои силы, умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью.

Поэтому естественно, что каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самостоятельным. Но как развить этот навык, какие есть упражнения для развития самостоятельности у детей? Какие ошибки допускают родители при воспитании детей? Об этом и поговорим в нашей статье.

Как развить самостоятельность?

Понятно, что этот навык не появляется неожиданно. Как и любое другое качество личности, он формируется постепенно. Родителям, которые на протяжении 10-15 лет всё сами делали за своего ребёнка и вдруг начали требовать от него самостоятельности, не стоит рассчитывать на положительный результат. Ваш ребёнок банально не поймёт, что от него хотят!

Развитие самостоятельности – это последовательный процесс, который идёт от простого к сложному. Неотъемлемая составляющая этого процесса – развитие у ребёнка силы воли, которая и является основным регулятором нашего поведения.

Развитие самостоятельно у ребёнка – это всегда преодоление каких-то препятствий, сложностей. Чем больше ребёнок делает всё сам, тем сильнее уверенность в собственных силах, крепче желание и стремление действовать дальше, несмотря на все преграды.

А дети, которые чрезмерно опекаются родителями, вырастают:

  • неуверенными в себе;
  • чрезмерно требовательными и капризными;
  • склонными к нестабильному эмоциональному состоянию;
  • нетерпеливыми, когда ситуация требует от них приложения каких-либо усилий.

Но самая главная проблема, к которой ведёт пассивность родителей в развитии самостоятельности у детей, – это формирование детской инфантильности. Более того, становится всё больше инфантильных взрослых, потому что в детстве они подвергались тотальному контролю со сторону родителей или их слишком опекали и оберегали от каких-либо проблем, которые ребёнок мог решать и сам. Инфантильность в данном случае становится защитной реакцией организма. Ребёнок сознательно прекращает что-либо делать (например, следить за своим внешним видом, учиться в школе, выполнять домашние дела). Естественно, что в таких условиях ни о каком развитии самостоятельности у детей не может идти речи.

Зачем развивать самостоятельность у ребёнка

И сегодня всё больше семей обращается в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе с запросом о развитии самостоятельности у ребёнка, потому что он:

  • не умеет планировать и грамотно распоряжаться своим временем;
  • не может без помощи родителей справиться с домашним заданием. Такие трудности возникают не только у учеников начальной школы, но даже у старшеклассников!
  • отказывается от выполнения элементарных обязанностей по дому;
  • ничем не интересуется, часами просиживает в гаджетах и социальных сетях;
  • не может и не хочет прикладывать усилия. Даже если он берётся за выполнение какого-то дела, то оно ему быстро надоедает и ребёнок отказывается дальше что-либо делать.

Так происходит потому, что ребёнок привык не напрягаться, ведь за него всё делают другие.

Что делать, если момент в развитии самостоятельности ребёнка упущен?

Советов, как прививать ребёнку навык самостоятельности, очень много. Большинство из них сводятся к тому, что нужно с самого раннего возраста постепенно доверять ребёнку всё больше обязанностей и давать ему возможность ошибаться. Чем старше ребёнок, тем больше у него должно быть обязанностей и меньше контроля со стороны родителей.

Но что делать, если ребёнку уже 8, 10 или даже 15 лет, а признаки самостоятельности отсутствуют? Методы угроз, запугиваний, наказаний или нравоучительные лекции здесь уже не сработают, потому что время упущено и потому, что поведением управляет мозг:

Зачем нужно развивать самостоятельность у ребенка

НО! Самостоятельность – это навык, который можно развить в любом возрасте.

И первая задача – изменить установки мозга, научить его работать по-другому. Как это сделать?

На программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, в первую очередь на курсе коррекции «Успешный Старт», дети не только решают проблемы с обучением, но и меняют своё поведение. Они становятся более дисциплинированными, ответственными, у них развивается самостоятельность, появляется желание учиться.

Как развить самостоятельность у ребенка

Такой результат достигается за счёт выполнения специальных психофизических упражнений и графокоррекции, которые направлены на формирование в мозге новых нейронных связей, повышение ресурсного состояния. Такие упражнения положительно воздействуют на мозг, интеллект, центральную и нервную систему, что автоматически отражается и на общем состоянии человека.

А главное, на программе коррекции «Успешный Старт» создаётся ситуация успеха. Ребёнок, который на протяжении долгих лет испытывал трудности с обучением, не был самостоятельным, уже через несколько дней курса меняется буквально на глазах. Дети сами отказываются от гаджетов и самостоятельно начинают заниматься дополнительно!

В чем плюс самостоятельности у ребенка

Курс коррекции «Успешный Старт» можно пройти только в очном формате, поэтому его участникам надо приезжать в Москву в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Коррекцию проводит лично учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе.

Однако Центр запустил новую онлайн-программу, которая позволяет сформировать самостоятельность у ребенка. Это программа онлайн-сопровождения «Тренируйся и учись!». Такое онлайн-сопровождение предполагает самостоятельную работу ребёнка в домашних условиях и выполнение психофизических упражнений под руководством тренера и куратора программы в режиме онлайн. Куратор даёт обратную связь и рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе ребёнка.

Подробнее, как организовано онлайн-сопровождение, можно узнать из этих материалов:

Ключевое отличие программы «Тренируйся и учись!» в том, что две тренировки в неделю проходят под руководством тренера Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Предусмотрены занятия графокоррекцией, а раз в неделю участники собираются вместе онлайн и обсуждают итоги недели лично с экспертом-аналитиком, коучем Татьяной Гогуадзе.

Каких результатов добиваются дети на программе «Тренируйся и учись!»? Об это лучше всего рассказывают отзывы самих участников:



И ваши дети могут добиться таких же результатов! Записывайтесь на программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и научите своего ребёнка быть самостоятельным.