Как бороться с корявым почерком и трудностями в чтении? И здесь речь идёт не только о детях с дислексией развития, но и обо всех учениках, которые испытывают проблемы с обучением.
Конечно, желательно ещё до школы уделять повышенное внимание профилактике дислексии и сделать так, чтобы ребёнок пошёл в школу, подготовленный к будущим нагрузкам.
В любом случае, коррекция дислексии у школьников и дошкольников, улучшение качества почерка, преодоление многих проблем с чтением напрямую зависит от работы мозга ребёнка, в частности, его мозжечка.
Почему важно «прокачивать» именно мозжечок?
В нашем организме он отвечает за координацию движений, поддержание мышечного тонуса, регуляцию равновесия. Если у ребёнка имеется мозжечковая недостаточность, то она проявляется, в первую очередь, в его почерке. При сбое в работе мозжечка снижается мышечный тонус, что приводит к нарушению координации движений, которая часто сопровождается дрожанием рук.
А ведь мозжечок в нашем организме отвечает ещё и за регуляцию эмоций и внимания. Именно поэтому при коррекции психоэмоционального состояния при дислексии опять же значительное внимание уделяется упражнениям, направленным на обеспечение согласованной работы полушарий мозга и стимуляцию мозжечка.
От его работоспособности напрямую зависит и скорость обработки информации, которая поступает в него из других частей мозга. А ведь многие трудности чтения при дислексии как раз и объясняются тем, что мозг просто не может (не успевает) обработать информацию. Этой же причиной объясняется тот факт, что дислексики пишут не только неаккуратно, но и со множеством ошибок: в процессе письме необходимо помнить правила, следить за строкой и при этом ещё контролировать движение рук.
Разумеется, если у ребёнка имеется мозжечковая недостаточность, то у него будут серьёзные проблемы с выполнением этой сложной координационной работы мозга, глаз и руки. Отсюда и корявый почерк, и невозможность нормально читать.
Симптомы мозжечковой недостаточности
Об этом могут свидетельствовать не только проблемы в чтении и письме, но и следующие факторы:
- Низкий уровень координации движений, наличие множества лишних движений.
- Трудности с сохранением равновесия при стойке с закрытыми глазами и вытянутыми вперёд руками.
- Наличие тремора рук, низкий мышечный тонус.
- Сложности при удержании равновесия при стойке на одной ноге.
Коррекция почерка и чтения через развитие мозжечка
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что для успешной коррекции дислексии и дисграфии, решения других трудностей с обучением необходимо воздействовать на мозг на уровне нейронов. То есть в мозгу требуется сформировать новые нейронные связи, за счёт которых будут постепенно повышаться академическая успеваемость ребёнка, решаться его проблемы с чтением и письмом.
При этом коррекция почерка происходит не за счёт работы с прописями, а благодаря физическим упражнениям, которые направлены на стимулирование работы мозга и формирование правильной нейродинамики чтения и письма.
В рамках программ профилактики и коррекции дислексии Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе физическим упражнениям уделяется повышенное внимание. Например, на программе «Тренируйся и учись!», которая как раз направлена на стимулирование работы мозжечка, дети в течение 40-60 минут выполняют упражнение «Бой мяча». Его можно назвать базовым упражнением для преодоления трудностей с чтением и письмом, которое к тому же ещё обеспечивает формирование ровного, аккуратного и беглого почерка.
Второе базовое упражнение – графокоррекция, которая позволяет преодолеть как сложности с письмом и чтением, так и многие психоэмоциональные трудности.
Кстати, даже простое качание на качелях или кресле-качалке отлично стимулирует мозг. Именно поэтому дети так любят раскачиваться на стульях во время урока, когда им нужно решить сложную задачу.
Стимулировать работу мозжечка требуется вне зависимости от качества почерка и академической успеваемости ребёнка, ведь это позволит ему лучше себя чувствовать как интеллектуально, так эмоционально и физически!