По данным Рособрнадзора, около 30% всех российских школьников имеют те или иные трудности в обучении. В статье разберёмся, каких детей относят в категорию «с трудностями в обучении», почему школьники имеют проблемы с учёбой и как проводить профилактику и коррекцию трудностей в обучении.
Кто они – дети с проблемами в обучении?
Согласно Международной классификации болезней, принятой и в России, к этой категории относят детей, которые испытывают устойчивые затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных социальных и биологических причин.
Важно! В категорию школьников, испытывающих трудности с обучением, не входят дети, которые не могут усвоить школьный материал из-за выраженных отклонений в развитии (грубые нарушения двигательной сферы, зрения, слуха, умственная отсталость и т.д.).
Школьники с трудностями в обучении – это дети, которые имеют слабо выраженные (негрубые) отклонения в функционировании центральной нервной системы, отличаются недостаточной готовностью (социальной, эмоциональной, интеллектуальной) к школе и в целом к обучению. В первую очередь трудности в обучении связаны с освоением навыков чтения и письма, дислексией, дисграфией, обработкой когнитивной информации, дискалькулией.
Если обратиться к психолого-педагогической классификации этих проблем, то их появление связывают с:
- общей познавательной пассивностью;
- негрубыми недостатками речи;
- нарушениями моторики, которая проявляется в виде двигательной расторможенности и недостаточной координации движений;
- недостатками эмоционально-волевой регуляции, внимания, самоконтроля;
- низким уровнем учебной мотивации;
- недоразвитием отдельных психических процессов – памяти, мышления, восприятия;
- ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире;
- низкой работоспособностью и мотивацией учиться.
Детей с трудностями в обучении, особенно учеников начальных классов, принято относить к так называемой «группе риска». И это справедливое утверждение, ведь начальное отставание в учёбе, систематические трудности в обучении ведут к тому, что ребёнок может стать неуспевающим. Закономерным следствием становятся педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и трудновоспитуемость.
Как понять, что ребёнок имеет трудности с обучением?
Конечно, большинство детей попадают в категорию «с трудностями в обучении», когда они начинают учиться в школе. При этом в первом классе проблемы с учёбой часто списывают на возраст, сложности адаптации к школьному режиму и другие факторы. И только во втором-третьем классе педагоги начинают обращать внимание родителей, что у их ребёнка есть проблемы с обучением.
Типичными признаками наличия трудностей с обучением являются:
- низкая скорость письма и чтения;
- неспособность ребёнка самостоятельно выполнять домашнюю работу;
- присутствие нелепых/глупых ошибок на письме;
- пропуски букв, их замена во время чтения или выполнении письменной деятельности;
- сложности с запоминанием и воспроизведением информации;
- значительные проблемы с чтением вслух.
Дети с трудностями в обучении в целом характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов, при этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Такие дети отличаются низкой познавательной активностью, которая дополняется быстрой утомляемостью, истощаемостью и низким ресурсным состоянием. Быстрое утомление всегда приводит к потере работоспособности и снижению мотивации.
Слабые функции левого полушария
Дети с трудностями в обучении – это ещё практически всегда дети со сниженными функциями левого полушария. Да, именно отсутствие доминации левого полушария часто является причиной трудностей с обучением. Более того, у многих детей с проблемами в учёбе выявляется рассогласованность в работе полушарий мозга, когда правое полушарие блокирует функции левого и тем самым не даёт ребёнку нормально учиться.
Это доказывает 10-летний опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, который работает не только с детьми-дислексиками, но в первую очередь со школьниками, которые имеют устойчивые трудности с обучением.
Именно поэтому для коррекции трудностей с обучением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе в первую очередь предлагается сменить некоторые виды занятий у ребенка, чтобы преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга, повысив активность левого полушария. Эти меры позволяют решить базовые причины появления трудностей с обучением!
Как проходит коррекция трудностей в обучении по методу Татьяны Гогуадзе?
Основа метода – активное применение психофизических тренировок, через которые достигается:
- согласованная работа полушарий мозга при обязательном доминировании левого полушария;
- формирование правильной нейродинамики чтения и письма;
- повышение выносливости к монотонным нагрузкам;
- улучшение психоэмоционального состояния ребёнка, в том числе улучшение работы центральной нервной системы;
- развитие силы воли, мотивации к учёбе;
- повышение уровня самоконтроля и самодисциплины.
Какие конкретно нужно выполнять психофизические упражнения, можно прочитать в нашем отдельном материале.
Уникальность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции трудностей с обучением у детей заключается в том, что все упражнения можно освоить и делать самостоятельно!
Начать заниматься можно уже сегодня и самостоятельно! С чего надо начать? Об этом можно узнать на онлайн-диагностике.
Для достижения более быстрого и нужного эффекта рекомендуется пройти онлайн-диагностику, которая поможет родителям, да и самому ребёнку лучше разобраться в своих проблемах и узнать истинные причины трудностей с обучением.
Онлайн-диагностика позволяет:
- точно понять, если ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга;
- оценить его текущее состояние, в том числе психоэмоциональное;
- определить соотношение логики и интуиции, выявить склонности ребёнка к определённому виду деятельности;
- спрогнозировать поведение в разнообразных жизненных ситуациях.
И главное – семье даются конкретные рекомендации по самостоятельной коррекции трудностей с обучением, гармонизации психоэмоционального состояния ребёнка, оздоровлению образа жизни. Ребёнок также узнает, какой физической активностью ему лучше заниматься, чтобы решить свои проблемы с учёбой, а от каких видов спорта лучше отказаться.
Кроме того, онлайн-диагностика проходит в эмоционально комфортных для ребёнка и его родителей условиях, не требует от них ресурсных затрат и выполнения различных тестов. Всю информацию о ребёнке и его трудностях с обучением мы получаем из анкетных данных, а также по результатам видеокомпьютерной психодиагностики по методу Ануашвили.
Выбрав онлайн-диагностику:
- Вы получаете 60 минут экспертного общения с автором методики и руководителем Центра Дислексии – Татьяной Валерьевной Гогуадзе.
- Поймёте, что происходит с вашим ребёнком и почему он отказывается от учебных занятий даже дома, где его все поддерживают.
- Получите на электронную почту протокол с рекомендациями по выходу из кризиса обучения.
- В уже точно будете знать, какие упражнения нужно делать вашему ребёнку для коррекции трудностей с обучением с учётом его индивидуальных личностных особенностей.
Онлайн-диагностика – это первый шаг к решению проблем с обучением у вашего ребёнка. Она поможет понять текущие трудности с учёбой и их причины, поможет отслеживать происходящие изменения в динамике, потому что диагностику в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно и даже рекомендуется проходить на регулярной основе.
Об онлайн-диагностике и особенностях её проведения вы также можете узнать из следующих материалов на нашем Дзен-канале:
- Об онлайн-диагностике в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
- Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе работает в онлайн-режиме!
И подписывайтесь на наш Telegram-канал, где мы также пишем о преодолении трудностей в учёбе, передовых методах диагностики дислексии, дисграфии, СДВГ, даем советы по воспитанию и обучению детей.