В процессе обучения, особенно в начальной школе, ученики воспринимают основной объём информации на слух. Поэтому качество усвоения учебного материала и академическая успеваемость во многом зависят от уровня развития у ребёнка слухоречевой или речевой памяти.
Под этим термином понимается форма памяти, которая связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание разнообразных звуков речи, в том числе слов, предложений, интонации и т.д. Этот вид памяти позволяет человеку воспринимать, быстро и точно запоминать смысл событий, логику рассуждений, а при необходимости достоверно воспроизводить полученную информацию на слух.
Неслучайно выдающийся советский педагог и психолог Л.С. Выготский считал речевую память одной из важнейших психических функций, от которой зависят способности человека к приобретению новых знаний и формирование у него различных умений и навыков.
В статье поговорим о функциях и развитии речевой памяти у детей и подростков, а также упражнениях, которые рекомендуется выполнять для её формирования.
Внимание! В материале будем говорить о развитии речевой памяти у детей, у которых нет статуса ОВЗ, различных психических отклонений и других проблем со здоровьем.
Основные функции речевой памяти
Основная функция речевой памяти – запоминание информации для дальнейшего осмысления и использования. Например, ребёнок сможет ответить на вопрос учителя, только если запомнил и правильно его понял. Чем лучше развита речевая память у школьника, тем легче ему писать диктанты и изложения, проще воспринимать большие объёмы устной информации.
Благодаря развитию речевой памяти:
- у ребёнка улучшаются когнитивные способности;
- лучше происходит его социализация в обществе;
- быстрее протекают различные психические процессы, например, мышление.
В совокупности с учебной деятельностью речевая память позволяет намного оперативнее накапливать новые знания, одновременно структурно их перестраивая и обогащая.
В то же время дети с низким уровнем развития речевой памяти:
- обладают меньшим словарным запасом;
- испытывают трудности с запоминанием новой информации, письмом по памяти и пересказом текстов;
- могут выполнять задания в неправильной последовательности, опуская некоторые элементы заданий;
- обладают меньшей продуктивностью и работоспособностью по сравнению с детьми, у которых нет нарушений речевой памяти.
Для школьников с низким уровнем развития речевой памяти характерна заторможенность процессов по обработке информации, у них недостаточно сформированы такие психические функции, как слуховое и зрительное внимание, логика, общая память.
Почему у здоровых детей есть проблемы с речевой памятью?
Доктор психологических наук, профессор Л.С. Цветкова в своих работах доказала, что за развитие речевой памяти преимущественно отвечают корковые поля левого полушария мозга. Другими словами, большинство проблем с речевой памятью у здоровых детей объясняются снижением функций левого полущария, нарушениями межполушарного взаимодействия, а точнее, рассогласованностью в работе полушарий мозга. Поэтому…
Основными причинами ухудшения речевой памяти, являются:
- повсеместная цифровизация образования, а также активное использование детьми гаджетов как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни;
- посещение различных кружков и образовательных центров, где делается упор на активизацию функций правого полушария. Более того, даже отдельные виды спорта, преимущественно построенные на ациклических движениях (акробатика, танцы, единоборства и др.), также активно стимулируют правое полушарие.
Кроме того, многие родители сами поощряют развитие у своих детей школьного возраста творческих способностей, таким образом активизируя функции правого полушария, даже не подозревая, что это может стать причиной снижения речевой памяти. Речь идёт о занятиях ментальной арифметикой, увлечении зеркальным письмом, игре на музыкальных инструментах и др.
Важно! Если у ребёнка нет трудностей с обучением и вышеперечисленные занятия не сказываются на его учёбе в школе, то он может заниматься любыми видами спорта и посещать любые кружки по интересам. Однако если у ребёнка есть проблемы с обучением, то от занятий, которые активизируют правое полушарие мозга, лучше отказаться.
Упражнения для развития речевой памяти
В интернете и различных дидактических пособиях представлено множество упражнений для развития речевой памяти. Большинство из них построены на том, что ребёнку нужно запоминать слова, их признаки, а потом воспроизводить по памяти. Эти упражнения направлены на механическое запоминание слов, поэтому они не активизируют работу левого полушария мозга, и не способствуют развитию речевой памяти.
Чтобы улучшить речевую память, в первую очередь нужно активизировать функции левого полушария мозга и читать вслух. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все программы по коррекции трудностей с обучением направлены на преодоление рассогласованности полушарий мозга с одновременным закреплением доминации левого полушария. За счёт этого достигается быстрый эффект – многим детям достаточно даже 3-х дней, чтобы улучшить ситуацию с обучением. И это отлично доказывает программа «Интеллектуальные выходные».
Также в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проводится биометрическое исследование, которое позволяет объективно выявить речевые способности ребёнка и дать индивидуальные рекомендации по развитию речевой памяти.
Для самостоятельной тренировки речевой памяти рекомендуем ознакомиться с материалами нашего сайта:
- Как развивать левое полушарие мозга?
- Улучшаем когнитивные способности через физические упражнения.
- Какие упражнения делать для преодоления трудностей с обучением.
Уважаемые родители! Приглашаем вас и ваших детей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы уже более 10 лет помогаем детям с трудностями в обучении решить их проблемы и возвращаем им радость от процесса учёбы.
Уважаемые родители! Вы также самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.