Яндекс Метрика
Что такое речевая память и что делать для её развития
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как развивать речевую память у детей?

20.06.2024

В процессе обучения, особенно в начальной школе, ученики воспринимают основной объём информации на слух. Поэтому качество усвоения учебного материала и академическая успеваемость во многом зависят от уровня развития у ребёнка слухоречевой или речевой памяти.

Под этим термином понимается форма памяти, которая связана с деятельностью слухового анализатора и направлена на запоминание разнообразных звуков речи, в том числе слов, предложений, интонации и т.д. Этот вид памяти позволяет человеку воспринимать, быстро и точно запоминать смысл событий, логику рассуждений, а при необходимости достоверно воспроизводить полученную информацию на слух.

Неслучайно выдающийся советский педагог и психолог Л.С. Выготский считал речевую память одной из важнейших психических функций, от которой зависят способности человека к приобретению новых знаний и формирование у него различных умений и навыков.

В статье поговорим о функциях и развитии речевой памяти у детей и подростков, а также упражнениях, которые рекомендуется выполнять для её формирования.

Внимание! В материале будем говорить о развитии речевой памяти у детей, у которых нет статуса ОВЗ, различных психических отклонений и других проблем со здоровьем.

Основные функции речевой памяти

Основная функция речевой памяти – запоминание информации для дальнейшего осмысления и использования. Например, ребёнок сможет ответить на вопрос учителя, только если запомнил и правильно его понял. Чем лучше развита речевая память у школьника, тем легче ему писать диктанты и изложения, проще воспринимать большие объёмы устной информации.

Благодаря развитию речевой памяти:

  • у ребёнка улучшаются когнитивные способности;
  • лучше происходит его социализация в обществе;
  • быстрее протекают различные психические процессы, например, мышление.

В совокупности с учебной деятельностью речевая память позволяет намного оперативнее накапливать новые знания, одновременно структурно их перестраивая и обогащая.

В то же время дети с низким уровнем развития речевой памяти:

  • обладают меньшим словарным запасом;
  • испытывают трудности с запоминанием новой информации, письмом по памяти и пересказом текстов;
  • могут выполнять задания в неправильной последовательности, опуская некоторые элементы заданий;
  • обладают меньшей продуктивностью и работоспособностью по сравнению с детьми, у которых нет нарушений речевой памяти.

Для школьников с низким уровнем развития речевой памяти характерна заторможенность процессов по обработке информации, у них недостаточно сформированы такие психические функции, как слуховое и зрительное внимание, логика, общая память.

Зачем нужна речевая память ребёнку?

Почему у здоровых детей есть проблемы с речевой памятью?

Доктор психологических наук, профессор Л.С. Цветкова в своих работах доказала, что за развитие речевой памяти преимущественно отвечают корковые поля левого полушария мозга. Другими словами, большинство проблем с речевой памятью у здоровых детей объясняются снижением функций левого полущария, нарушениями межполушарного взаимодействия, а точнее, рассогласованностью в работе полушарий мозга. Поэтому…

Основными причинами ухудшения речевой памяти, являются:

  • повсеместная цифровизация образования, а также активное использование детьми гаджетов как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни;
  • посещение различных кружков и образовательных центров, где делается упор на активизацию функций правого полушария. Более того, даже отдельные виды спорта, преимущественно построенные на ациклических движениях (акробатика, танцы, единоборства и др.), также активно стимулируют правое полушарие.
Что делать для развития речевой памяти?

Кроме того, многие родители сами поощряют развитие у своих детей школьного возраста творческих способностей, таким образом активизируя функции правого полушария, даже не подозревая, что это может стать причиной снижения речевой памяти. Речь идёт о занятиях ментальной арифметикой, увлечении зеркальным письмом, игре на музыкальных инструментах и др.

Как развиватьречевую память?
Важно! Если у ребёнка нет трудностей с обучением и вышеперечисленные занятия не сказываются на его учёбе в школе, то он может заниматься любыми видами спорта и посещать любые кружки по интересам. Однако если у ребёнка есть проблемы с обучением, то от занятий, которые активизируют правое полушарие мозга, лучше отказаться.

Упражнения для развития речевой памяти

В интернете и различных дидактических пособиях представлено множество упражнений для развития речевой памяти. Большинство из них построены на том, что ребёнку нужно запоминать слова, их признаки, а потом воспроизводить по памяти. Эти упражнения направлены на механическое запоминание слов, поэтому они не активизируют работу левого полушария мозга, и не способствуют развитию речевой памяти.

Чтобы улучшить речевую память, в первую очередь нужно активизировать функции левого полушария мозга и читать вслух. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все программы по коррекции трудностей с обучением направлены на преодоление рассогласованности полушарий мозга с одновременным закреплением доминации левого полушария. За счёт этого достигается быстрый эффект – многим детям достаточно даже 3-х дней, чтобы улучшить ситуацию с обучением. И это отлично доказывает программа «Интеллектуальные выходные».

Что делать для развития речевой памяти?

Также в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе проводится биометрическое исследование, которое позволяет объективно выявить речевые способности ребёнка и дать индивидуальные рекомендации по развитию речевой памяти. 

Результаты биометрии для речевой памяти

Для самостоятельной тренировки речевой памяти рекомендуем ознакомиться с материалами нашего сайта:

Уважаемые родители! Приглашаем вас и ваших детей в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы уже более 10 лет помогаем детям с трудностями в обучении решить их проблемы и возвращаем им радость от процесса учёбы.

Что делать для лучшего развития речевой памяти?
Уважаемые родители! Вы также самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
  • уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
  • мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
  • упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
  • онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.