Яндекс Метрика
Нейронные связи мозга: для чего нужны и как влияют на обучаемость ребёнка
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как обучаемость ребёнка зависит от нейронных связей мозга?

09.07.2024

Нейронные связи мозга – это особые контакты между нервными клетками головного мозга, которые отвечают за передачу информации. Благодаря им мы мыслим, запоминаем, учимся, говорим, двигаемся и выполняем десятки других действий.

Человек рождается с определённым количеством нейронов, но первоначально связи между ними ещё не сформированы. Развитие нейронных связей мозга осуществляется постепенно в результате поступающих извне импульсов. Стабильная нейронная сеть выстраивается у ребёнка уже к двум годам, а в течение первых лет жизни ежесекундно образуется до 700 новых нейронных связей. В мозге уже взрослого человека содержится свыше 100 млрд нейронов! И чем больше их будет, тем лучше и быстрее будет работать мозг.

На что влияют нейронные связи мозга?

Нейронные связи мозга: как развивать?

Нейроны отвечают за множество функций, которые определяют наши эмоциональные, социальные, поведенческие и когнитивные способности. Наиболее важные из них:

  • обработка информации. Нейроны позволяют мозгу принимать, обрабатывать, хранить и передавать информацию, которая поступает из внешнего и внутреннего мира. Чем крепче нейронные связи мозга и чем их больше, тем человек лучше воспринимает и понимает реальность, формирует и выражает мысли и идеи, коммуницирует с другими людьми, а главное – процесс обучения проходит гораздо быстрее и качественнее;
  • регуляция функций организма. Благодаря нейронам мозг может создавать и переживать различные эмоциональные состояния, которые отражают отношение человека к себе и окружающему миру. Нейронные связи помогают нам испытывать радость, гнев, грусть, любовь и другие чувства, а также регулировать их продолжительность и интенсивность;
  • формирование психического и физического здоровья. Чем крепче и сильнее нейронные связи мозга, тем лучше человек адаптируется к новым ситуациям, легче преодолевает трудности, создаёт и воплощает новые идеи, строит гармоничные отношения с собой и окружающими людьми;
  • развитие личности и самосознания. Через образование новых нейронных связей мозг конструирует и поддерживает представление человека о себе и его месте в мире. Благодаря нейронным связям мы развиваем собственные ценности, убеждения, формируем мотивы, цели, интересы, навыки и привычки, то есть создаём себя как личность.

Ненужные нейронные связи погибают!

Наш мозг устроен таким образом, что те, клетки и связи, которые в течение определённого времени не используются, начинают разрушаться. С точки зрения мозга это правильное решение, ведь так отсекаются лишние/ ненужные связи. Другими словами, если ребёнок не читает, не пишет и в целом не занимается интеллектуальной деятельностью, то у него ослабевают нейронные связи, отвечающие за обучение.

Но эту особенность мозга можно использовать для решения проблем с обучением!

Данный принцип жизнедеятельности нейронов используется в программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. На курсе коррекции «Успешный Старт» учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе дети с устойчивыми трудностями в обучении, в частности, испытывающие проблемы с чтением и письмом, на время отказываются от чтения и выполнения письменных работ. Это нужно для разрушения старых, неправильно сформированных нейронных связей, и образования новых связей, а также формирования правильной нейродинамики чтения и письма.

Развитие нейронных связей мозга

Основные причины, которые приводят к ослаблению и нарушению нейронных связей головного мозга, тем самым оказывая негативное влияние на обучаемость ребёнка в школе, следующие:

  • гаджеты и компьютерные игры. Просиживание в телефонах не только «убивает» полезные нейронные связи, но и приводит к рассогласованности в работе полушарий мозга, а также отрицательно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей;
  • отсутствие регулярной интеллектуальной нагрузки. И в первую очередь – отсутствие чтения книг. Ведь чем больше ребёнок читает, тем больше в мозге образуется новых нейронных связей и, более того, эти связи становятся более крепкими. За счёт этого постепенно улучшается техника чтения, развивается интеллект, повышается грамотность письма, да и в целом решаются многие проблемы с обучением;
Развитие нейронных связей мозга
  • отсутствие регулярной физической активности. Регулярные упражнения, в частности, стимулируют выработку особых белков, которые помогают расти и выживать нейронам. Они также важны для здоровья нервной системы и улучшения кровоснабжения мозга. А для создания новых нейронных связей рекомендуется выполнять специальные психофизические упражнения, которые одновременно помогают преодолеть многие проблемы с обучением;
  • неправильное питание. Нашему мозгу, как и телу, нужны питательные вещества, которые в основном поступают в организм через пищу. А когда человек употребляет в пищу продукты, необогащённые витаминами, минералами и другими полезными веществами, то мозг начинает испытывать их дефицит, что и приводит к ослаблению нейронных связей;
  • несоблюдение установленного режима дня. Почему школьникам важно придерживаться определённого распорядка дня, подробнее рассказываем в отдельном материале.

Важно понимать, что нейронные связи сами себя не сформируют!

Дети, да и взрослые люди, если они хотят сохранить ясность ума, быстро и качественно усваивать новую информацию, должны регулярно делать упражнения для развития нейронных связей мозга. Какие упражнения лучше всего выполнять? Ответы в этих материалах:

Как правильно развивать нейронные связи мозга

Хотите быстро помочь ребёнку справиться с трудностями в обучении, замотивировать его на самостоятельное выполнение упражнений для развития нейронных связей в головном мозге?

Приглашаем вас на программу-интенсив Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе «Интеллектуальные выходные», которая длится всего три дня. За это время дети обучаются физическим упражнениям и графокоррекции, укрепляя свои нейронные связи, а родители получают большой объём знаний о работе мозга и его правильной стимуляции. Комплекс психофизических упражнений, используемый в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, помогает восстановить и укрепить нейронные связи мозга, чтобы решить многие проблемы с обучением и усвоением информации.