Яндекс Метрика
Чтение и мозг: как чтение влияет на мозг и развитие интеллектуального потенциала человека
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как чтение влияет на мозг?

25.05.2023

О том, что чтение развивает мозг, известно всем. Но какое именно влияние чтение оказывает на работу мозга, какие процессы в нём происходят и почему важно читать не только детям, но и взрослым? Разбираем эти вопросы в нашей статье.

Чтение – это сложный нейробиологический процесс!

Чтение только на первый взгляд кажется лёгким занятием, но человеку для успешного освоения этого навыка требуется не один год. А многие люди в силу различных обстоятельств, например, наличия дислексии, так и не могут нормально научиться читать.

Способность к чтению, как и письму, биологически не заложена в мозговую деятельность человека с рождения. 

Эти навыки появились у человека намного позже, чем сформировался мозг в современном его виде. Поэтому в мозговых структурах нет «встроенной функции» чтения – этому нужно учиться. И это неудивительно: навык чтения сформировался всего 5 тысяч лет назад, а история человека насчитывает несколько миллионов лет.

Чтение влияет на нейронные связи мозга

Более того, базово мозг ребёнка не готов к чтению! В процессе эволюции мозг развивался и приспосабливал под чтение разные зоны: моторную и зрительную кору, слуховые и речевые центры, лобные и височные доли, мозжечок, элементы лимбической системы, которые отвечают за память. В процессе чтения мозг только для распознавания и декодирования букв в слове, понимания смысла прочитанного активизирует не менее восьми своих областей, а количество используемых нейронных связей даже не подлежит подсчёту.

Поэтому естественно, что чтение – лучшее занятие для развития мозга и повышения его адаптационных способностей в нашем информационном веке!

В процессе чтения задействуется сразу несколько сложных когнитивных функций:

  • кратковременная и долговременная память;
  • ассоциативное и абстрактное мышление;
  • внимание.

Мозг при чтении не ограничивается механическим переводом знаков в смысл. В работу включаются нервная система и воображение, мы размышляем над прочитанным, осознаём информацию. Чтение напрямую влияет на когнитивное поведение человека, а особенно ребёнка, стимулируя лучшую согласованность в работе полушарий мозга.

А рассогласованность полушарий мозга – одна из основных причин, почему сегодня многие школьники испытывают устойчивые трудности с обучением.

Дело в том, что интеллект человека растёт не за счёт количества нейронов в головном мозге, а благодаря увеличению количества связей между ними. Другими словами, ключевая польза чтения для мозга – это формирование в нём новых нейронов, а также усложнение связей между ними. А как известно, нейронные связи сами себя не сформируют, поэтому и нужно как можно больше читать.

Чем больше ребёнок читает, тем больше в работе мозга формируется новых нейронных связей и, более того, эти связи становятся более крепкими. Благодаря этому постепенно улучшается не только техника чтения, но и развивается интеллект детей и взрослых, повышается грамотность письма, да и в целом решаются многие проблемы с обучением.

Поэтому на программах эксперта-аналитика, коуча Татьяны Гогуадзе повышенное внимание уделяется формированию новых нейронных связей через графокоррекцию и специальные психофизические упражнения. При этом дети с трудностями в обучении на время отказываются от чтения и письма, потому что им нужно ослабить старые и сформировать новые нейронные связи.

Чтение – лучшее развитие мозга!

О том, как работает мозг при чтении, почему многие современные дети отказываются от чтения, а если и читают, то предпочитают комиксы, рассказывает профессор, доктор биологических наук, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН Сергей Савельев:

Про связь мозга и чтения

Посмотрите это видео и покажите его своим детям – они должны знать, что комиксы и клипы разрушают их интеллект и формируют поверхностное клиповое мышление!

Разумеется, чтение оказывает только положительное влияние на мозг. Оно расширяет словарный запас и кругозор, делает устную речь более грамотной, красивой и насыщенной, развивает интеллект и познавательные способности. Но чтение для мозга полезно и потому что:

  • активизирует когнитивные возможности, поддерживает мозг в тонусе;
  • происходит стимулирование логического хода мысли, развитие т.н. подвижного интеллекта (логическое мышление, способность анализировать и решать задачи без опоры на личный предыдущий опыт);
  • повышает концентрацию внимания, так как чтение улучшает мозговую деятельность, позволяет продлить время сосредоточенности и сфокусированности.

Итак, чтение для мозга – это одна из самых лучших тренировок. Чтение всестороннее развивает мозговые структуры, повышает плотность и качество нейронных связей, заставляет думать своей головой и анализировать. Поэтому прививать любовь ребёнка к чтению нужно как можно раньше, а если он испытывает трудности с этим навыком, то проблему обязательно надо решать. Потому что чтение для мозга – это своеобразное топливо, от которого зависит его работоспособность и эффективность.

Если у вашего ребёнка трудности с чтением и письмом, Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе обязательно поможет вашей семье. Как показывает наш опыт требуется всего 14 дней, чтобы вывести ребёнка из кризиса и он познал, что может вслух читать, да и грамотно писать.