Яндекс Метрика
Виды синкинезии у детей и что нужно делать для преодоления синкинезии
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Синкинезия у детей: что это такое и как её преодолеть?

19.07.2024

Под синкинезией понимают непроизвольное (неконтролируемое) движение мышц одной части тела, при совершении движения другой частью тела. Например, очень часто у ребёнка во время письма, выполнения физических упражнений, высовывается язык, двигается противоположная рука или совершаются хаотичные движения ногами, поднимаются вверх плечи и т.д.

Ребёнок с синкинезией

До определённого возраста синкинезия у детей – это вполне нормальный и естественный процесс развития произвольных движений, новых нейронных связей и новых моторных навыков. Так, некоторые синкинезии – это то же, что и примитивные рефлексы, которые проходят при достижении ребёнком определённого возраста. Такие особенности у детей происходят потому, что развитие нервной системы осуществляется постепенно. Когда «центры управления» мозга, отвечающие за выполнение отдельных движений, ещё находятся в процессе формирования, соседние области берут их функции на себя. В результате и происходит их подключение к движению лишних (ненужных) мышц.

Причины синкинезии у детей

Внимание! В статье мы не будем говорить о детях со статусом ОВЗ, у которых проблемы с синкинезиями связаны с различного рода отклонениями.

Сейчас у многих абсолютно здоровых детей, особенно первоклассников, часто присутствуют те или иные виды синкинезий. И связаны они не с какими-то проблемами со здоровьем, а с функциональным отставанием от нормы в моторном развитии. В частности, у детей наблюдаются:

  • множество лишних движений;
  • неспособность просто спокойно сидеть или стоять на месте;
  • двигательная расторможенность;
  • раскоординированность тела;
  • моторная неловкость;
  • бесполезная физическая активность.

Уровень развития координации, крупной моторики и ручной умелости – это показатели физического развития ребёнка, которые напрямую связаны с его интеллектуальным развитием, а, значит, и с готовностью к обучению в школе. Другими словами, если у ребёнка наблюдаются различного рода синкинезии, то он и интеллектуально не готов школе. Что такое интеллектуальная готовность, более подробно разбираем в этом материале.

Важно! Согласно статистике, почти 70% первоклассников имеют какие-либо неврологические проблемы, а синкинезия как раз одна из них. Поэтому современные дети с таким трудом осваивают чтение и письмо, страдают от низкой концентрации внимания и работоспособности.

И это не удивительно, ведь сегодня:

  • большинство детей предпочитают проводить время в гаджетах, что крайне отрицательно влияет на моторное развитие ребёнка;
  • дети мало занимаются ручным трудом, у них нет никаких бытовых обязанностей по дому и в школе;
  • дети практически не делают зарядку перед началом учебных занятий и мало бывают на свежем воздухе.

Именно родители сегодня должны понимать, что физические упражнения перед уроками и регулярные пешие прогулки на свежем воздухе, развивают не только моторику ребёнка, но и его нервную систему, а также активизируют работу мозга.

Поэтому вполне закономерно, что к началу школьного обучения у детей с различного рода синкинезиями диагностируется незрелость когнитивных компонентов и психофизического развития.

Синкинезия у детей

Прекрати дёргаться, постой спокойно!

Но многие родители, отмечая различные сопутствующие движения, просто делают замечания ребёнку или не придают этому особого значения. Однако игнорировать проблемы синкинезий нельзя, так как они способны значительно снизить интеллектуальное развитие ребёнка и его успешность в общей системе образования.

Синкинезии могут быть причиной:

  • речевых нарушений;
  • проблем с социализацией;
  • искажения мимики;
  • гипертонуса в мышцах кистей рук, пальцев, в ногах и спине.

Сегодня всё чаще синкинезии являются причиной трудностей в чтении и письме у детей и подростков.

Ребёнок с синкинезией значительно быстрее устаёт, у него снижается работоспособность, так как мозгу приходится обрабатывать множество лишних импульсов от хаотичных движений.

А ещё патологическая (длительная) синкинезия – это верный признак рассогласованности в работе полушарий мозга, которая является одной из основных причин трудностей с обучением и которую часто путают с дислексией.

Другими словами, чем раньше родители начнут работать с синкинезиями у детей, тем раньше они смогут преодолеть эту проблему и избежать многих трудностей в обучении.

Какие упражнения делать при синкинезии?

С учётом того, что синкинезии напрямую связаны с различными зонами головного мозга для их устранения необходимо активизировать тормозные механизмы через развитие лобных отделов больших полушарий мозга. И лучше всего это делать с помощью психофизических упражнений.

Синкинезия у детей

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе во всех программах как раз и применяются психофизические упражнения, которые позволяют за короткий срок:

  • повысить тормозные механизмы в работе мозга;
  • совершенствовать произвольную моторику;
  • преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга;
  • повысить когнитивные способности ребёнка;
  • сформировать в мозге новые нейронные связи и правильную нейродинамику чтения и письма;
  • преодолеть моторную неловкость и общую раскоординированность тела;
  • повысить уровень самоконтроля и самодисциплины;
  • преодолеть различные виды синкинезий.

Какие упражнения надо выполнять?

Подробнее рассказываем в этих материалах:

Столь же важным условием является соблюдение ребёнком чёткого режима сна, исключение из повседневной жизни либо сведение к минимуму факторов, вызывающих излишнюю перегрузку нервной системы.

Многолетняя практика учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе показывает, что достичь положительных результатов в работе по устранению синкинезий возможно за счёт регулярного выполнения произвольных физических упражнения.

Уважаемые родители!

Комплекс упражнений, разработанный учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе, направлен на «научение» детей чувствовать своё тело и произвольно управлять им. Освоить базовые упражнения, а также получить ценный объём информации о работе детского мозга и оказании самостоятельной помощи детям с синкинезиями, трудностями в обучении можно на трёхдневной программе-интенсиве «Интеллектуальные выходные», которая проходит на регулярной основе.