Если ребёнок в течение длительного времени испытывает проблемы с чтением (читает очень медленно, сбивчиво, не понимает смысл прочитанного текста, путает и переставляет буквы/ слоги), то многие родители начинают думать, что у него дислексия.
Действительно, дислексия – одна из основных причин, почему у детей есть проблемы с чтением и письмом. Что такое дислексия, как её выявить и что делать для её коррекции, подробно разбираем в этих материалах:
- Что такое дислексия: основные термины и понятия.
- Основные признаки дислексии.
- Коррекция дислексии: метод Татьяны Гогуадзе.
Однако очень часто решение проблем с чтением у ребёнка никак не связано с дислексией! В статье поговорим о неочевидных причинах, почему дети испытывают проблемы с чтением, не могут быстро и внятно читать вслух.
Обратите внимание на речевое дыхание!
Речевое дыхание – ключевой компонент звучащей речи, так как оно выступает источником образования голоса и звуков. От него напрямую зависят плавность речи, её выразительность, умение соблюдать паузы и менять громкость.
А ещё речевое дыхание – это высоко координированный моторный навык, в процессе которого строго соотносятся дыхание и артикуляция. Для красивой речи, как и для беглого и внятного чтения, требуется уметь делать короткий вдох носом, а потом на выдохе читать или произносить фразу, рационально при этом расходовать воздух. От продолжительности выдоха напрямую зависит длительность фразы, которую ребёнок способен прочитать. Соответственно, чем дольше по времени длится его выдох, тем длиннее будет произносимая фраза.
Поэтому, если ребёнок испытывает проблемы с чтением вслух, вполне вероятно, что у него просто не развито речевое дыхание. Об этом могут говорить следующие признаки:
- ребёнок произносит многие слова как на вдохе, так и на выдохе;
- у него преобладает поверхностное (грудное) дыхание;
- при произношении фразы постоянно срывается голос, появляются неуместные паузы. Это связано с тем, что перед началом речи заглатывается слишком мало воздуха;
- неустойчивый ритм дыхания, легко нарушаемый даже при небольших физических нагрузках.
Рассогласованность в работе полушарий мозга
У детей, у которых нет дислексии, но при этом есть трудности в чтении и письме, чаще всего просто слабо развиты функции левого полушария, что провоцирует слабость межполушарных связей. Это становится причиной рассогласованности в работе полушарий мозга, то есть когда левое и правое полушария вступают между собой в своеобразный конфликт, что вызывает психоэмоциональную неустойчивость при выполнении учебных заданий.
Проблемы с чтением – это как раз один из признаков рассогласованной работы полушарий мозга. Дополнительно о наличии рассогласованности могут говорить:
- сбивчивая и непонятная речь;
- безграмотность на письме;
- сложности с запоминанием информации;
- неконтролируемое проявление агрессии;
- пропуски/замена букв на письме и в чтении;
- неаккуратный и неразборчивый почерк.
При рассогласованности полушарий мозга нарушается их взаимодействие, из-за чего резко не только снижается продуктивность, но и ухудшается его психоэмоциональное состояние, а также падает эффективность в работе с информацией.
При этом практически всегда рассогласованность является функциональным состоянием, приобретенным при высоких интеллектуальных нагрузках и вследствие нарушения биоритмов жизни. В частности, к рассогласованности в работе полушарий мозга приводят:
- творческие занятия и увлечения, ациклические виды спорта, которые в большей степени стимулируют активность правого полушария. А для нормальной учёбы в школе нужно, чтобы у ребёнка доминировало левое полушарие;
- чрезмерное использование ребёнком гаджетов, что также отрицательно сказывается на его когнитивных способностях;
- мозжечковая недостаточность.
Слабая зрительно-моторная координация
Под этим термином понимается совместная и одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. Другими словами, это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки», когда человек глазами видит и контролирует то, что делают его руки.
А у детей с недостаточно развитой зрительно-моторной координацией взгляд буквально прыгает по строкам. Из-за этого они не могут сосредоточиться на том, что читают, и, соответственно, испытывают проблемы с чтением. Это выражается в том числе в виде прерывистого, сбивчивого и часто угадывающего чтения. При этом им даже не помогает палец, с помощью которого они следят за строкой, потому что они всё равно не могут удерживать взгляд на одной строке.
Ещё к проблемам с чтением может привести неправильно сформированная нейродинамика, от которой также напрямую зависят качество почерка, уровень грамотности и в целом обучаемость ребёнка.
Для решения этих проблем с чтением, как и для коррекции дислексии, не нужно заставлять ребёнка как можно больше читать. Необходимо работать над активизацией функции левого полушария мозга и формированием правильной нейродинамики чтения и письма. А для этого нужно выполнять специальные психофизические упражнения и регулярно заниматься графокоррекцией.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Лучший способ быстро познакомиться и освоить упражнения, которые применяются на коррекционных программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, – принять участие в «Интеллектуальных выходных». Программа длится всего 3 дня, а общая занятость ребёнка может достигать 15 часов. За это время дети и родители осваивают все необходимые упражнения для решения проблем с чтением и письмом, получают ценный объём знаний по вопросам воспитания и обучения детей. Многие дети уже на программе значительно улучшают технику чтения!