Яндекс Метрика
Как улучшить технику чтения: упражнения и рекомендации учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как улучшить технику чтения без чтения?

14.05.2024

Чтение – базовый навык, от которого напрямую зависит обучаемость ребёнка в школе. Традиционно считается, что для улучшения техники чтения нужно больше читать. Однако очень часто этот подход не работает!

Почему так происходит и как улучшить технику чтения без чтения – ответы в нашей статье.

Современные дети не хотят читать!

Можно ли улучшить технику чтения без чтения

Причины, из-за которых дети отказываются от чтения и не хотят прикладывать усилия для освоения этого навыка, можно разделить на две большие группы. К первой относятся внешние причины, связанные с образом жизни современных детей. Этой теме посвящена отдельная статья, где подробно разбираем различные и часто неочевидные факторы, из-за которых дети не хотят читать.

Но большинство школьников испытывают проблемы с чтением из-за того, что они просто не готовы к освоению этого учебного навыка.

Важно! Способность к чтению биологически не заложена с рождения в мозговую деятельность человека. То есть этот навык нужно развивать и, в первую очередь, требуется «прокачивать» мозжечок, а также выполнять упражнения, которые способствуют формированию новых нейронных связей.

Как связаны чтение и работа мозга, отлично объясняет профессор С.В. Савельев:

Развитие техники чтения без чтения

Кроме того, одной из основных причин, почему ребёнок никак не может улучшить технику чтения, является рассогласованность полушарий мозга.

Как улучшить технику чтения без чтения

Для освоения навыка чтения и улучшения его техники очень важно, чтобы у ребёнка были развиты следующие навыки:

  • речевое дыхание. Это высоко координированный моторный навык, при котором дыхание и артикуляция строго соотносятся. От владения техникой речевого дыхания зависят плавность и выразительность речи, умение соблюдать паузы во время чтения, изменять громкость и тональность голоса;
  • умение переключать и распределять внимание;
  • зрительно-моторная координация. Под ней понимается согласованность движений и их элементов в процессе одновременной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Другими словами, зрительно-моторная координация – это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки». И если у ребёнка недостаточно развит этот навык, то взгляд у него будет буквально прыгать по строчкам, из-за чего он не сможет сосредоточиться на тексте.

Упражнения для улучшения техники чтения

Итак, чтобы ребёнок научился нормально читать, сначала нужно подготовить его мозг и тело. И для этого не требуется заставлять детей как можно больше читать, а надо выполнять упражнения, направленные на активизацию функций левого полушария мозга, развитие навыков, нужных для беглого и осмысленного чтения, и повышения когнитивных способностей ребёнка в целом.

Через тело тренируем мозг!

Под таким девизом проходят все программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, на которых дети преодолевают трудности с обучением, в том числе улучшают технику чтения. Дело в том, что при выполнении физических упражнений от мышц тела в мозг активно начинают поступать импульсы, благодаря которым запускаются процессы по формированию новых нейронных связей и тем самым происходит коррекция работы полушарий мозга.

Как улучшить технику чтения? Начните выполнять следующие базовые упражнения, и совсем скоро вы заметите прогресс ребёнка в чтении:

Для развития навыка речевого дыхания рекомендуется надувать обыкновенный воздушный шарик:

Речевое дыхание для улучшения техники чтения

А ещё для улучшения техники чтения важно правильно выбирать вид спорта для ребёнка, так как некоторые виды физической активности приводят к ухудшению ситуации с обучением. Подробнее о видах спорта для детей с трудностями в обучении рассказываем в этом материале.

Практика работы учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе доказывает, что улучшение техники чтения возможно в короткие сроки. Например, на программе «Успешный Старт» заметные изменения наступают уже через несколько дней тренировок! Но и в домашних условиях можно добиться значительного прогресса, главное – правильно стимулировать мозг и регулярно выполнять упражнения для улучшения техники чтения.