Чтение – базовый навык, от которого напрямую зависит обучаемость ребёнка в школе. Традиционно считается, что для улучшения техники чтения нужно больше читать. Однако очень часто этот подход не работает!
Почему так происходит и как улучшить технику чтения без чтения – ответы в нашей статье.
Современные дети не хотят читать!
Причины, из-за которых дети отказываются от чтения и не хотят прикладывать усилия для освоения этого навыка, можно разделить на две большие группы. К первой относятся внешние причины, связанные с образом жизни современных детей. Этой теме посвящена отдельная статья, где подробно разбираем различные и часто неочевидные факторы, из-за которых дети не хотят читать.
Но большинство школьников испытывают проблемы с чтением из-за того, что они просто не готовы к освоению этого учебного навыка.
Важно! Способность к чтению биологически не заложена с рождения в мозговую деятельность человека. То есть этот навык нужно развивать и, в первую очередь, требуется «прокачивать» мозжечок, а также выполнять упражнения, которые способствуют формированию новых нейронных связей.
Как связаны чтение и работа мозга, отлично объясняет профессор С.В. Савельев:
Кроме того, одной из основных причин, почему ребёнок никак не может улучшить технику чтения, является рассогласованность полушарий мозга.
Для освоения навыка чтения и улучшения его техники очень важно, чтобы у ребёнка были развиты следующие навыки:
- речевое дыхание. Это высоко координированный моторный навык, при котором дыхание и артикуляция строго соотносятся. От владения техникой речевого дыхания зависят плавность и выразительность речи, умение соблюдать паузы во время чтения, изменять громкость и тональность голоса;
- умение переключать и распределять внимание;
- зрительно-моторная координация. Под ней понимается согласованность движений и их элементов в процессе одновременной деятельности двигательного и зрительного анализаторов. Другими словами, зрительно-моторная координация – это скоординированная работа системы «мозг, глаза, руки». И если у ребёнка недостаточно развит этот навык, то взгляд у него будет буквально прыгать по строчкам, из-за чего он не сможет сосредоточиться на тексте.
Упражнения для улучшения техники чтения
Итак, чтобы ребёнок научился нормально читать, сначала нужно подготовить его мозг и тело. И для этого не требуется заставлять детей как можно больше читать, а надо выполнять упражнения, направленные на активизацию функций левого полушария мозга, развитие навыков, нужных для беглого и осмысленного чтения, и повышения когнитивных способностей ребёнка в целом.
Через тело тренируем мозг!
Под таким девизом проходят все программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, на которых дети преодолевают трудности с обучением, в том числе улучшают технику чтения. Дело в том, что при выполнении физических упражнений от мышц тела в мозг активно начинают поступать импульсы, благодаря которым запускаются процессы по формированию новых нейронных связей и тем самым происходит коррекция работы полушарий мозга.
Как улучшить технику чтения? Начните выполнять следующие базовые упражнения, и совсем скоро вы заметите прогресс ребёнка в чтении:
- Графокоррекция.
- «Тучка-Солнышко».
- Перекаты.
- Тренировки с эспандером и другие психофизические упражнения.
Для развития навыка речевого дыхания рекомендуется надувать обыкновенный воздушный шарик:
А ещё для улучшения техники чтения важно правильно выбирать вид спорта для ребёнка, так как некоторые виды физической активности приводят к ухудшению ситуации с обучением. Подробнее о видах спорта для детей с трудностями в обучении рассказываем в этом материале.
Практика работы учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе доказывает, что улучшение техники чтения возможно в короткие сроки. Например, на программе «Успешный Старт» заметные изменения наступают уже через несколько дней тренировок! Но и в домашних условиях можно добиться значительного прогресса, главное – правильно стимулировать мозг и регулярно выполнять упражнения для улучшения техники чтения.