Яндекс Метрика
Зачем при дислексии делать физические упражнения, как они влияют на работу мозга дислексика
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Дислексия. Мозг. Движение (часть 2)

14.03.2022

В первой части материала мы рассказывали об истории появления, сложностях разработки авторского метода учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по профилактике и коррекции дислексии, её жизненном пути и становлении как педагога.

Во второй части предлагаем познакомиться с конкретными примерами физических упражнений и других методик, которые используются в программах коррекции Татьяны Гогуадзе и помогают преодолеть сложности в обучении.

Физические упражнения при дислексии по методу Татьяны Гогуадзе

Что даёт физкультура?

– Всё, что нужно, чтобы ребёнок читал и писал, – графокоррекция и физкультура. Особенность моего метода коррекции при дислексии, дисграфии в том, что человеку можно помочь в любом возрасте. И сегодня я очень активно работаю именно со старшеклассниками, на которых педагоги уже давно махнули рукой и сказали родителям, что их ребёнок лентяй или ни на что не способен.

И, чтобы исправить ситуацию с обучением и вернуть ребёнку желание учиться, начинать нужно с элементарного – с физкультуры, которой сейчас практически не уделяется внимания. Раньше дети регулярно делали зарядку, много времени проводили на свежем воздухе, бегали, прыгали, играли в подвижные игры. Был во всём этом и соревновательный дух, желание бороться и побеждать, показать, на что ты способен. Таким образом вырабатывался характер у ребёнка.

Вспомните: в советское время секции были бесплатными, однако тренера следили за успеваемостью своих воспитанников. И если в дневнике была «двойка», то о никакой тренировке не могло идти речи. Сначала – учёба, а потом – спорт. Сейчас же секции платные, а плохие оценки детей родители нередко объясняют тем, что ребёнок много сил отдаёт достижению спортивных результатов.

Отметим ещё такой момент – большинство детей растут в «тепличных» условиях: у них практически отсутствуют ситуации «провокации трудностей». За них либо всё решают родители, либо учителя. И когда возникает какая-то проблема, ребёнку даже часто не дают проявить свой характер. Отсюда – апатия ко всему, отсутствие бойцовских качеств, нежелание учиться и вообще что-либо делать.

Физкультура на курсе коррекции дислексии по методу Татьяны Гогуадзе

Поэтому физкультура – одно из самых лучших средств расшевелить ребёнка, придать ему импульс к развитию, заставить его тело и мозг работать.

Начните с крупной моторики!

Сейчас у детей очень много упражнений и занятий на развитие мелкой моторики. Но практика учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе помощи детям с трудностями в чтении и письме показывает, что ребёнок, когда только начинает осваивать довольно простое упражнение «Бой мяча», не может твёрдо стоять на ногах, а работа его рук сильно рассогласована. Именно так и проявляется слабость крупной моторики, к которой относятся координированность движения тела, рук и ног.

О том, насколько развита у человека крупная моторика, говорят его осанка, посадка за столом, умение управлять своим телом, понимание границ другого человека и границ собственного тела.

Поэтому родителям сегодня очень важно переключить своё сознание и внимание с мелкой моторики на крупную! Дело в том, что лепка, конструктор, пазлы, мозаика – это, конечно, хорошо. Однако не при трудностях с чтением и письмом, так как они затормаживают работу мозга ребёнка, одновременно замедляя психические процессы, в результате чего происходит успокоение. Эти занятия – отличный вариант в качестве самотерапии, когда, наоборот, нужно забыть об уроках и других трудностях.

Но, чтобы активизировать работу левого полушария мозга, научиться нормально читать и писать – нужна физическая активность.

Бой мяча

Бой мяча на программе Татьяны Гогуадзе

Это упражнение – одно из основных, которое выполняют дети на программе коррекции у Татьяны Гогуадзе. Задача простая – нужно поочередно бить мяч то левой, то правой рукой, но при этом оставаться на месте.

Что это даёт?

Во-первых, ребёнок учится стоять, удерживая своё тело на одном месте. На старте, при овладении упражнением, мяч может улетать, и ребёнку приходится за ним бегать. Постепенно он учится управлять руками и мячом так, чтобы тот был рядом.

Тренировка через бой мяча развивает подвижность суставов и диапазон работы руки. И что интересно: после выполнения этого упражнения дети с удовольствием садятся за графокоррекцию. То есть, если ребёнок начинает стоять на месте, то он уже спокойно может сидеть во время выполнения графокоррекции или уроков.

Следующий очень важный момент, чему учит бой мяча, – двигаться, стоя на месте. Многие современные дети просто не могут усидеть, когда им надо читать или писать. Как только ребёнок садится за уроки, то у него сразу проявляется высокий уровень подвижности, он начинает бегать, ходить по комнатам.

Замечали такое за своим ребёнком? И это нормально, потому что чтение и письмо – это движение. Именно поэтому дети встают, ходят и никак не могут остановиться, чтобы наконец-то начать писать и читать.

Такие дети и пишут, не видя границ! В чтении им сложно читать интонационно и с выражением. А освоив упражнение «Бой мяча» по технике учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, дети уже на уровне тела начинают понимать, как это – писать в одной строчке, сидеть на месте и при этом быстро двигать глазами по строчке и рукой по листу бумаги.

И если тело работает правильно, то и мозг работает правильно!

Ученик Татьяны Гогуадзе рассказывает о своем участии в программе

Доказано, что крупная моторика начинается с ног. Как только ноги укрепились и стали спокойными и управляемые, сразу начинают лучше работать руки. А после этого будут уже заметны улучшения и в работе артикуляционного аппарата.

Зачем прыгать на батуте?

Первое, что активизируют прыжки на батуте, – дыхание. Ребёнок начинает дышать, во всём его теле улучшается циркуляция кислорода. Более того, его мозг учится управлять движением тела, сохраняя равновесие в одной точке прыжка.

Имеет значение и психологический аспект – детей не надо принуждать к занятиям, ведь прыжки на батуте им нравятся!

Прыжки на батуте в коррекционных программах Татьяны Гогуадзе

Батут – прекрасный домашний тренажёр для детей с трудностями в чтении и письме, к тому же он недорогой. Только нужно иметь в виду, что речь идёт не о батутных центрах: большие пространства создают повышенный эмоциональный фон, который не позволяет ребёнку сконцентрироваться на движениях своего тела и приложить усилия, чтобы сохранять технику прыжка с одновременным дыханием.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяется специальная техника прыжков на батуте для тренировки координации движений и активизации речевого дыхания.

Татьяна Валерьевна советует родителям активнее заняться развитием крупной моторики у своих детей, включить в режим дня семьи утреннюю зарядку. Мальчики должны отжиматься, прыгать через скакалку, чаще заниматься с мячом.

Такой подход позволяет «запустить» естественную работу мозга, он начинает работать по-другому, становится активным. Дети даже перестают получать пассивное удовольствие от гаджетов и компьютерных игр. Наоборот, ученики Татьяны Гогуадзе отказываются от цифровых устройств, так как понимают, что они делают их более «нервными и даже агрессивными».

Ученики Татьяны Гогуадзе добровольно отказываются от гаджетов

Татьяна Гогуадзе в своей книге «Дислексия мозга. За гранью известного» доказывает, что дислексия – больше надуманная проблема. Ведь, как показывает статистика, 60% людей, у которых определился дислексический тип развития, вообще не имеют проблем с чтением и письмом.

– Крупная моторика, дыхание и элементарные условия для стимуляции функций левого полушария, которые вполне можно организовать в каждой семье, в каждом доме. И для этого не надо никуда ходить. Начните с доступного: эспандер, батут, воздушные шары, цветные карандаши и графокоррекция, и вы увидите, как у детей начнёт налаживаться и поведение, и учёба.

Также вы всегда можете обратиться за консультацией в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно вам поможем.