Яндекс Метрика
Как сформировать у ребёнка учебную мотивацию и почему современные дети не хотят учиться
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Учебная мотивация у детей: на что обратить внимание

11.09.2024

Под учебной мотивацией понимается процесс, который направляет и поддерживает усилия ребёнка в учебной деятельности. Выделяют несколько основных компонентов учебной мотивации:

  • ясная цель, к которой стремится ученик;
  • положительный настрой на обучение;
  • мотивы достижения цели;
  • положительные реакции на возникающие неудачи;
  • настойчивость в достижении результата.

Не надо объяснять, что от учебной мотивации ребёнка зависят уровень его знаний, успешность обучения в школе, да и в целом желание учиться на протяжении жизни.

Статистика Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» неутешительна: с каждым годом потенциально неуспешных учеников становится всё больше. Согласно исследованиям, более 20% учеников 7-9 классов учатся на «двойки» и «тройки». И дело не в их интеллектуальных способностях или, например, наличии дислексии, а в том, что у школьников нет учебной мотивации узнавать что-то новое.

Почему дети не хотят учиться?

У школьников нет учебной мотивации

Основные причины, которые лежат на поверхности и на которые в первую очередь обращают внимание педагоги и психологи, следующие:

  • в школе скучно. Объективно, школа уже давно перестала быть единственным источником знаний. Поэтому современным учителям, чтобы повысить учебную мотивацию учащихся, необходимо прилагать намного больше усилий, чем их коллегам даже ещё 15-20 лет назад;
  • страх совершить ошибку;
  • тотальная зависимость детей от гаджетов, что приводит не только к отказу учиться, но и ряду психоэмоциональных проблем;
  • перезагруженность ребёнка сторонними секциями, кружками и дополнительными занятиями, из-за чего сил на учёбу просто не остаётся.

А ещё многие дети, если мы говорим об учениках начальной школы, просто не готовы к учебным нагрузкам. В частности, у них не сформирована интеллектуальная готовность, без которой не будет и учебной мотивации.

Но есть и неочевидные причины, влияющие на формирование учебной мотивации у детей. И большинство из них связаны с работой мозга и отсутствием необходимых навыков и умений. В частности, у школьников с низкой учебной мотивацией чаще всего:

  • не сформирована правильная нейродинамика чтения и письма;
  • слабо развиты такие качества личности, как сила воли, самодисциплина, саморегуляция, ответственность за собственные поступки и действия;
  • низкая самооценка, которая, как правило, объясняется незнанием своего истинного интеллектуального потенциала;
  • развитие «клипового» мышления;
  • наличие синдрома ускоренного мышления.
Важно! Одна из ключевых причин низкой учебной мотивации – рассогласованность в работе полушарий мозга, а если быть точнее – отсутствие доминации левого полушария мозга. Почему у школьника должно доминировать левое полушарие мозга – ответы в этом материале.

У детей с рассогласованностью в работе полушарий мозга отмечается неправильно сформированная нейродинамика чтения и письма, а также низкая выносливость к монотонным нагрузкам, что является одной из основных причин трудностей в обучении.

Детей с низкой выносливостью и неправильной нейродинамикой в чтении и письме просто невозможно заставить учиться и делать уроки самостоятельно. Если таких детей заставлять читать и писать, то трудности с обучением могут только усугубляться, вызывая проблемы в психоэмоциональном состоянии ребёнка.

У детей, которых заставляют учиться, развивается невроз, появляется страх перед учёбой, они находятся в постоянном стрессе.

Как сформировать учебную мотивацию?

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе объясняют и детям, и родителям, что исправить ситуацию с обучением можно только при наличии внутренней мотивации. Никакие уговоры, объяснения, что ребёнку необходимо образование для построения успешной карьеры или система наказаний не будет работать, пока ребёнок сам не захочет учиться.

Учебная мотивация у детей

И первый шаг к развитию мотивации учебной деятельности – показать ребёнку его истинный интеллектуальный потенциал. Надо ему объяснить, какие у него есть сильные стороны и способности к обучению. Как это сделать?

Достаточно один раз пройти биометрическое исследование и сразу получить ответы на ключевые вопросы, связанные с обучением и воспитанием ребёнка. В частности, биометрия узоров пальцев рук позволяет:

  • выявить истинные причины, которые мешают ребёнку учиться;
  • определить генетически заложенные личностные характеристики и способности к обучению;
  • определить оптимальные условия для становления психофизиологической базы письменной деятельности у детей;
  • выявить оптимальный метод обучения и воспитания ребёнка с учётом его личностных особенностей.

Для развития учебной мотивации у ребёнка также необходимо формировать качества, которые нужны для обучения: силу воли, саморегуляцию, выносливость к монотонным нагрузкам.

Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
  • уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
  • мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
  • упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
  • онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.

Также базово требуется обеспечить согласованную работу полушарий мозга и обязательно на регулярной основе поддерживать доминацию левого полушария.

И всё это можно сделать через тренировку тела! Для этого надо выполнять специальные психофизические упражнения, которые не только развивают учебную мотивацию, но и помогают:

  • повысить ресурсное состояние, открывая у ребёнка способность самостоятельно справляться с трудностями в обучении;
  • сформировать нужные качества и навыки для успешного обучения в школе;
  • развить способность к произвольному переключению и концентрации внимания;
  • улучшить осанку;
  • снизить утомляемость;
  • активизировать умственную и физическую работоспособность;
  • улучшить общий тонус организма и повысить устойчивость к стрессовому воздействию.

Для того чтобы освоить базовые упражнения для развития учебной мотивации у ребёнка, достаточно всего 3 дня!

Столько по времени длится программа учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Интеллектуальные выходные». Её участники знакомятся и на практике осваивают техники, упражнения, которые позволяют за короткий срок значительно улучшить ситуацию с обучением.

Также можно присоединиться к программе «Тренируйся и учись!».

Развитие учебной мотивации в Центре Татьяны Гогуадзе

Её участники занимаются онлайн под руководством тренера Центра Татьяны Гогуадзе несколько раз в неделю, а куратор программы постоянно даёт обратную связь по качеству выполнения упражнений.