Под учебной мотивацией понимается процесс, который направляет и поддерживает усилия ребёнка в учебной деятельности. Выделяют несколько основных компонентов учебной мотивации:
- ясная цель, к которой стремится ученик;
- положительный настрой на обучение;
- мотивы достижения цели;
- положительные реакции на возникающие неудачи;
- настойчивость в достижении результата.
Не надо объяснять, что от учебной мотивации ребёнка зависят уровень его знаний, успешность обучения в школе, да и в целом желание учиться на протяжении жизни.
Статистика Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» неутешительна: с каждым годом потенциально неуспешных учеников становится всё больше. Согласно исследованиям, более 20% учеников 7-9 классов учатся на «двойки» и «тройки». И дело не в их интеллектуальных способностях или, например, наличии дислексии, а в том, что у школьников нет учебной мотивации узнавать что-то новое.
Почему дети не хотят учиться?
Основные причины, которые лежат на поверхности и на которые в первую очередь обращают внимание педагоги и психологи, следующие:
- в школе скучно. Объективно, школа уже давно перестала быть единственным источником знаний. Поэтому современным учителям, чтобы повысить учебную мотивацию учащихся, необходимо прилагать намного больше усилий, чем их коллегам даже ещё 15-20 лет назад;
- страх совершить ошибку;
- тотальная зависимость детей от гаджетов, что приводит не только к отказу учиться, но и ряду психоэмоциональных проблем;
- перезагруженность ребёнка сторонними секциями, кружками и дополнительными занятиями, из-за чего сил на учёбу просто не остаётся.
А ещё многие дети, если мы говорим об учениках начальной школы, просто не готовы к учебным нагрузкам. В частности, у них не сформирована интеллектуальная готовность, без которой не будет и учебной мотивации.
Но есть и неочевидные причины, влияющие на формирование учебной мотивации у детей. И большинство из них связаны с работой мозга и отсутствием необходимых навыков и умений. В частности, у школьников с низкой учебной мотивацией чаще всего:
- не сформирована правильная нейродинамика чтения и письма;
- слабо развиты такие качества личности, как сила воли, самодисциплина, саморегуляция, ответственность за собственные поступки и действия;
- низкая самооценка, которая, как правило, объясняется незнанием своего истинного интеллектуального потенциала;
- развитие «клипового» мышления;
- наличие синдрома ускоренного мышления.
Важно! Одна из ключевых причин низкой учебной мотивации – рассогласованность в работе полушарий мозга, а если быть точнее – отсутствие доминации левого полушария мозга. Почему у школьника должно доминировать левое полушарие мозга – ответы в этом материале.
У детей с рассогласованностью в работе полушарий мозга отмечается неправильно сформированная нейродинамика чтения и письма, а также низкая выносливость к монотонным нагрузкам, что является одной из основных причин трудностей в обучении.
Детей с низкой выносливостью и неправильной нейродинамикой в чтении и письме просто невозможно заставить учиться и делать уроки самостоятельно. Если таких детей заставлять читать и писать, то трудности с обучением могут только усугубляться, вызывая проблемы в психоэмоциональном состоянии ребёнка.
У детей, которых заставляют учиться, развивается невроз, появляется страх перед учёбой, они находятся в постоянном стрессе.
Как сформировать учебную мотивацию?
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе объясняют и детям, и родителям, что исправить ситуацию с обучением можно только при наличии внутренней мотивации. Никакие уговоры, объяснения, что ребёнку необходимо образование для построения успешной карьеры или система наказаний не будет работать, пока ребёнок сам не захочет учиться.
И первый шаг к развитию мотивации учебной деятельности – показать ребёнку его истинный интеллектуальный потенциал. Надо ему объяснить, какие у него есть сильные стороны и способности к обучению. Как это сделать?
Достаточно один раз пройти биометрическое исследование и сразу получить ответы на ключевые вопросы, связанные с обучением и воспитанием ребёнка. В частности, биометрия узоров пальцев рук позволяет:
- выявить истинные причины, которые мешают ребёнку учиться;
- определить генетически заложенные личностные характеристики и способности к обучению;
- определить оптимальные условия для становления психофизиологической базы письменной деятельности у детей;
- выявить оптимальный метод обучения и воспитания ребёнка с учётом его личностных особенностей.
Для развития учебной мотивации у ребёнка также необходимо формировать качества, которые нужны для обучения: силу воли, саморегуляцию, выносливость к монотонным нагрузкам.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Также базово требуется обеспечить согласованную работу полушарий мозга и обязательно на регулярной основе поддерживать доминацию левого полушария.
И всё это можно сделать через тренировку тела! Для этого надо выполнять специальные психофизические упражнения, которые не только развивают учебную мотивацию, но и помогают:
- повысить ресурсное состояние, открывая у ребёнка способность самостоятельно справляться с трудностями в обучении;
- сформировать нужные качества и навыки для успешного обучения в школе;
- развить способность к произвольному переключению и концентрации внимания;
- улучшить осанку;
- снизить утомляемость;
- активизировать умственную и физическую работоспособность;
- улучшить общий тонус организма и повысить устойчивость к стрессовому воздействию.
Для того чтобы освоить базовые упражнения для развития учебной мотивации у ребёнка, достаточно всего 3 дня!
Столько по времени длится программа учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Интеллектуальные выходные». Её участники знакомятся и на практике осваивают техники, упражнения, которые позволяют за короткий срок значительно улучшить ситуацию с обучением.
Также можно присоединиться к программе «Тренируйся и учись!».
Её участники занимаются онлайн под руководством тренера Центра Татьяны Гогуадзе несколько раз в неделю, а куратор программы постоянно даёт обратную связь по качеству выполнения упражнений.