Яндекс Метрика
Как правильно дышать при чтении, почему для чтения вслух нужно развивать речевое дыхание
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Дыхание при чтении: как перестать запинаться и проглатывать слова

31.03.2023

Один из распространённых запросов в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе связан с дыханием ребёнка во время чтения. Родители жалуются, что их дети не могут:

  • читать с выражением;
  • быстро и внятно читать вслух;
  • прочитать даже небольшое предложение без остановки – им нужно делать дополнительный вдох.

Многие современные школьники читают с ошибками и при этом не замечают их. А ещё они не понимают прочитанный текст и не могут его пересказать. Основой этих проблем является отсутствие правильно поставленного речевого дыхания!

Как показывает опыт консультирования в Центре Татьяны Гогуадзе, родители заставляют своих детей читать каждый день, иногда по несколько часов, но желаемого результата нет.

Его и не будет, потому что нет правильного дыхания при чтении, к тому же у многих детей с трудностями в чтении отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата.

Дыхание при чтении должно быть речевым!

Почему для беглого чтения нужно уметь правильно дышать

При речевом дыхании нужно делать короткий вдох носом, а потом продолжительный выдох через рот. Это довольно сложный и высоко координированный моторный навык, в котором должна наиболее активно участвовать нижняя часть лёгких. Одновременно с этим верхние отделы грудной клетки должны оставаться практически неподвижными.

Именно от дыхания при чтении зависят красота устной речи, её выразительность, умение ребёнка менять громкость, делать интонационные паузы.

О том, какие упражнения необходимо делать для тренировки речевого дыхания, читайте в этом материале, а из этой статьи вы можете узнать, почему дети никак не могут научиться быстро читать.

Слабость мышц артикуляционного аппарата

Дыхание и чтение: как они связаны

Слабая артикуляция – это ещё одна причина невнятной и быстрой устной речи, а также проблем с дыханием при чтении. Слабые мышцы артикуляционного аппарата провоцируют несформированность и нарушение регуляторных механизмов деятельности, основным из которых является способность остановиться/переключиться.

От уровня развития этой способности и зависит, насколько понятной, чёткой и разборчивой будет устная речь, а значит, и чтение, и письмо. Более того, из-за слабых мышц артикуляции у ребёнка не формируется правильная моторика слова, что в перспективе отрицательно сказывается на скорости письма и даже уровне грамотности!

Учимся делать «Улыбку-Трубочку»

Упражнение для развития дыхания при чтении

Это базовое упражнение для развития артикуляционного аппарата, которое эффективно тренирует его переключаемость. Более того, оно укрепляет речевые мышцы, что одновременно помогает правильно дышать при чтении, то есть создаётся нужная основа для речевого дыхания.

Регулярные тренировки позволяют сделать речь более внятной и разборчивой. Соответственно, улучшается и техника чтения вслух.

Обратите внимание на открытый рот ребёнка

Постоянно открытый рот – это не норма! Потому что из-за этого:

  • повышается вероятность развития различных стоматологических заболеваний;
  • наблюдается нехватка кислорода в головном мозге, что приводит к частым головным болям;
  • во рту образуется сухость, так как количество слюны постоянно уменьшается. А это опять же негативно сказывается на дыхании во время чтения и его качестве.

Из-за открытого рта ребёнок не может освоить навык речевого дыхания, у него возникают трудности с письмом с проговариванием. Как результат – снижение грамотности и отказ от чтения вслух.

Решение проблемы открытого рта опять же заключается в регулярном выполнении упражнения «Улыбка-Трубочка».

Уважаемые родители!

Обратите внимание на то, как ребёнок дышит во время чтения и письма. Если у него нет навыка речевого дыхания, то он вряд ли сможет научиться быстро и внятно вслух читать, да и грамотно писать.