Умение быстро читать и при этом усваивать информацию – один из ключевых навыков любого школьника, ведь от этого во многом зависит его успеваемость. Поэтому в начальной школе так много внимания уделяется освоению данного навыка, а дети периодически сдают тесты по технике чтения, где главным критерием оценки является количество прочитанных слов за минуту.
В статье рассмотрим, как увеличить скорость чтения, какие упражнения для этого нужно выполнять, а от каких лучше отказаться.
Отметим, по различным данным, те или иные трудности с обучением, в частности,с чтением испытывает от 20 до 35% российских школьников, большинство из которых – учащиеся начальных классов. И это дети без каких-либо отклонений в интеллектуальном и психическом развитии! Да, у некоторых из них выявляется дислексия развития, но, в большинстве случаев сложности с освоением навыка чтения не связаны с неврологическими расстройствами.
Почему дети медленно читают?
Основными причинами, почему дети не могут увеличить скорость чтения, да и в целом освоить этот навык, педагоги и логопеды называют:
- недостаточное развитие артикуляционного аппарата;
- регрессии при чтении. Это ситуация, когда ребёнок возвращается к уже прочитанному слову;
- низкий уровень концентрации внимания;
- слабый словарный запас;
- прыгающий взгляд. Ребёнок постоянно переключает внимание с одного слова на другое или даже с одной строчки на другую;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности;
- низкий уровень развития речевого дыхания. Кстати, оно влияет и на качество почерка, а также на общую скорость письма.
Если проанализировать причины появления трудностей с чтением у детей, то можно их классифицировать на несколько групп:
- отсутствие банального интереса к чтению, из-за чего у ребёнка и нет нормального словарного запаса;
- артикуляционные проблемы;
- мозжечковая недостаточность, из-за которой у ребёнка прыгают буквы перед глазами, а мозг просто не успевает обрабатывать поступающую информацию.
Поэтому для увеличения скорости чтения ребёнку недостаточно просто больше читать!
Ему необходимо:
- выполнять специальные упражнения, которые направлены на стимуляцию мозжечка, обеспечение согласованной работы полушарий (при обязательной доминации левого полушария);
- сформировать правильную нейродинамику чтения;
- тренировать речевое дыхание и работу артикуляционного аппарата;
- развивать концентрацию внимания, силу воли и усидчивость.
Упражнения для увеличения скорости чтения
В различных пособиях можно встретить множество “полезных”, на первый взгляд, упражнений для скорости чтения. Например:
- работа со скороговорками;
- чтение текста без пробелов;
- чтение текста с переставленными буквами;
- чтение задом наперёд;
- чтение перевернутого текста;
- таблицы Шульте.
НО! Данные упражнения не позволяют увеличить скорость чтения, более того, они провоцируют снижение концентрации внимания и рассогласованность в работе полушарий мозга. И они точно не решают главную задачу – формирование правильной нейродинамики.
К тому же некоторые упражнения для развития скорости чтения, в частности, таблицы Шульте только ухудшают ситуацию с чтением и письмом у детей с изначальными трудностями в обучении. Дело в том, что занятия по этим таблицам тренируют хаотичное движение глазных мышц на пространстве листа (таблицы), что естественным образом тренирует развитие т.н. «бегающих глаз», в результате чего детям только труднее становится удерживать строчку во время чтения и концентрировать внимание.
Какие ещё упражнения не рекомендуется выполнять детям с трудностями в обучении, вы можете узнать из вебинара учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Запрещённые приёмы при дислексии, дисграфии и СДВГ».
Увеличение скорости чтения у детей и взрослых по методу Татьяны Гогуадзе происходит реально в короткие сроки! В чём секрет?
Особенность методик, применяемых в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, заключается в том, что дети решают свои трудности с чтением и письмом без чтения книг или занятий на тренировку скорости чтения. Все упражнения направлены на формирование правильной нейродинамики и доминации левого полушария мозга с одновременным стимулированием работы мозжечка.
Кроме того, значительное внимание уделяется развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата.
Графокоррекция
Это базовое упражнение для увеличения скорости чтения и коррекции почерка. Авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе направлена на:
- изменение работы мозговых ритмов;
- повышение концентрации внимания;
- формирование правильной нейродинамики;
- развитие силы воли и усидчивости;
- повышение уровня орфографического внимания, за счёт чего одновременно улучшается и ситуация с грамотностью на письме.
Регулярные занятия графокоррекцией позволяют сделать чтение более беглым, осмысленным, помогают детям лучше запоминать новую информацию.
С техникой выполнения графокоррекции более подробно можно ознакомиться здесь.
Специальные физические упражнения для повышения скорости чтения
Их секрет в том, что они направлены на стимуляцию работу мозжечка, который в нашем теле отвечает за реализацию интеллектуальных способностей. А значит, чем лучше работает мозжечок, тем проще ребёнку, да и взрослому человеку даётся обучение.
Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг!
Во время выполнения физических упражнений от мышц тела в мозг поступают импульсы, благодаря которым формируются новые нейронные связи и происходит эффективная коррекция работы полушарий мозга.
Вот только основные упражнения, которые делают дети в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для увеличения скорости чтения и улучшения навыков письма:
- упражнение «Качели» – это перекаты с пятки на носочки. Просто стоим и качаемся, при этом руки находятся на поясе;
- «Тучка-солнышко»;
- упражнения с эспандером;
- графокоррекция.
Все эти упражнения дети способны выполнять и дома самостоятельно. Скоро мы начнем проводить онлайн-занятия, чтобы все желающие дети могли овладеть навыками самостоятельной тренировки своего левого полушария и нейродинамики, которая сделает обучение в радость.
Тренировка речевого дыхания
Его нужно обязательно развивать, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и внятно читал, а также писал аккуратно и без ошибок.
Особенность речевого дыхания в том, что выдох должен быть довольно продолжительным и производиться через рот, ведь именно на выдохе человек говорит, читает и пишет проговаривая. Соответственно, чем продолжительнее будет выдох, тем длиннее будет фраза, которую ребёнок сможет произнести, прочитать и записать. А значит, и скорость чтения будет увеличена.
Кстати, одним из самых простых и эффективных упражнений для развития речевого дыхания являются самые обыкновенные воздушные шарики.
Как только ребёнок освоит речевое дыхание, то он перестанет проглатывать слова, будет лучше чувствовать и понимать текст. Разумеется, возрастёт и темп чтения.
И ещё один совет родителям детей дошкольного возраста: старайтесь как можно больше читать вслух своему ребёнку. Он будет видеть, как работает артикуляционный аппарат взрослого, понимать, как нужно прочитывать слова без проглатывания, как двигаются глаза по строчкам. К тому же такое чтение будет развивать словарный запас ребёнка, что также важно для увеличения скорости чтения в будущем.
Ещё больше информации о методах, упражнениях по увеличению скорости чтения, преодолению других трудностей с обучением вы можете узнать из статей в нашей «Базе знаний». Мы также готовы персонально помочь всем семьям детей с дислексией, дисграфией, СДВГ справиться с проблемами и открыть ресурс семьи для самостоятельной помощи своему ребёнку.
Мы обязательно вам поможем!
Как уже помогли тысячам семьям