Яндекс Метрика
Как с помощью дыхания улучшить работу мозга и как правильно дышать?
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как дыхание влияет на работу мозга и обучаемость?

10.02.2023

Один из самых первых навыков, который начинают отрабатывать дети и взрослые на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, – это речевое дыхание. Потому что оно влияет не только на работу мозга, обучаемость, качество чтения и почерка, но и даже на психоэмоциональное здоровье.

В статье рассмотрим влияние дыхания на мозг, изучим и поймём, почему детям с дислексией, дисграфией и другими трудностями обучениями обязательно нужно освоить и регулярно тренировать речевое дыхание.

Чем отличаются физиологические и речевое дыхание?

Физиологические дыхание – это непроизвольное дыхание, то есть автоматическое. Мы не задумываемся над тем, как дышим, ведь организм всё делает за нас.

Речевое дыхание – осмысленный и контролируемый процесс. Его особенность в том, что нужно вдыхать через нос, а потом делать продолжительный выдох через рот. Потому что именно на выдохе мы пишем и читаем:

Нос, рот – дышим!

Только при отработанном навыке речевого дыхания речь будет плавной, ровной, ритмичной, а человек не будет делать неловких пауз, чтобы набрать воздух. Почерк при поставленном речевом дыхании становится более быстрым и аккуратным. И даже уровень грамотности повышается, потому что ребёнок пишет с проговариванием и начинает слышать, что он пишет!

Интонационное чтение также возможно при поставленном речевом дыхании. Вот почему ученики Татьяны Гогуадзе неустанно повторяют «Чтобы читать, надо дышать», так они мотивируют себя поддерживать свои тренировки речевого дыхания.

Письмо после постановки правильного дыхания

Но речевое дыхание оказывает ещё и положительное влияние на работу мозга, так как оно его снабжает большим объёмом кислорода.

Как на мозг и обучаемость влияет нехватка кислорода?

От кислородного голодания страдает очень много детей и взрослых. Да, в основном, гипоксия проявляется в очень лёгких формах, но это не значит, что она не влияет на человека.

Связь дыхания и обучаемости

Даже небольшие нарушения в дыхании способны негативно повлиять на работу мозга и ухудшить общее самочувствие человека. В частности, это может проявляться в виде:

  • частых головных болей и головокружений;
  • резких перепадах настроения;
  • понижении ресурсного состояния;
  • постоянных стрессов, ухудшении общего психоэмоционального состояния.

Естественно, что при нехватке кислорода в мозге снижаются и когнитивные способности. А отсюда – ухудшение у ребёнка ситуации с обучением, нежелание идти в школу, выполнять домашнее задание, вялость и апатия.

И чтобы повысить ресурсное состояние ребёнка, «заставить» проснуться его мозг, надо научить его правильно дышать. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе все упражнения требуют правильного речевого дыхания, ведь от этого напрямую зависит результат коррекции дислексии и других трудностей с обучением.

Как научиться речевому дыханию?

Один из самых доступных способов – просто отрабатывать этот навык без подключения каких-либо дополнительных действий. Контролируйте процесс вдоха и выдоха, прислушивайтесь к тому, как вы дышите.

Следующий шаг – отработка дыхания совместно с другими упражнениями. Если вы занимаетесь дома самостоятельно со своим ребёнком, то мы рекомендуем начать с «Тучки-Солнышко» – базового упражнения для преодоления рассогласованности в работе полушария мозга.

В этом видео мы показываем, как делать «Тучко-Солнышко» и правильно при этом дышать.

Как выполнять Тучку-Солнышко

Далее ребёнок уже автоматически будет переносить полученный навык и на чтение, и на письмо, и на выполнение различных психофизических упражнений, которые нужно делать для решения проблем с обучением.

Какие ещё упражнения помогают научиться правильно дышать?

Предложите своему ребёнку надуть воздушный шарик. Это, на первый взгляд, простое упражнение сегодня не могут сделать даже школьники старших классов. Потому что у них слабо развитый артикуляционный аппарат и не поставлено правильное дыхание!

Воздушные шарики отлично тренируют речевое дыхание

Им просто не хватает силы и объема лёгких, чтобы надуть шарик.

Начните выполнять это упражнение – и вы быстро заметите, насколько увеличилась продолжительность выдоха через рот. А значит, вместе с этим увеличился и промежуток времени, в течение которого ребёнок сможет читать вслух на выдохе и писать с проговариванием.

Упражнение «Улыбка-Трубочка»

У большинства детей с трудностями в обучении, как правило, слабые мышцы артикуляционного аппарата. Самый яркий показатель наличия такой проблемы – постоянно открытый рот у ребёнка.

Из-за слабых мышц артикуляционного аппарата ребёнок не только медленно и невнятно читает: это негативно сказывается и на качестве устной речи, а также на уровне грамотности при выполнении письменных работ.

Как выполнять упражнение "Улыбка-Трубочка"

Слабые мышцы артикуляционного аппарата, безусловно, затрудняют технику чтения вслух, не формируют у ребёнка правильную моторику при произношении слова как в чтении, так и при диктовке слова при письме. В итоге получается, что ребёнок имеет проблемы и в чтении, и в письме, причиной чего является слабость артикуляционного аппарата.

Упражнение «Улыбка-Трубочка» эффективно тренирует переключаемость артикуляционного аппарата и его выносливость к чёткому артикулированию.

Выполнять данное упражнение нужно регулярно, пока не будут заметны чёткие артикуляции при произношении звуков «о», «у», «и», что возможно только при хорошей устойчивой автоматизации.

Как понять маме и самому ребёнку, что есть эффект от упражнения?

Легко! Потому что первое проявление эффективности данного упражнения будет в более чёткой, разборчивой и понятной устной речи.

Это сразу слышно: ребёнок станет чётче говорить и более разборчиво читать вслух и писать более грамотно.

Что даст ребёнку речевое дыхание?

Техника правильного дыхания при чтении и письме не только положительно влияет на работу мозга, но и позволяет:

  • улучшить работу памяти;
  • лучше концентрироваться на выполнении различных действий;
  • справиться со школьным стрессом;
  • улучшить психоэмоциональное состояние.

От дыхания зависит синхронность ритмов передачи нейронных сигналов и ритмов тела, поэтому оно так положительно влияет на мозг и весь организм!

Уважаемые родители!

Научите своего ребёнка правильно дышать и пользоваться этим уникальным навыком – и ваш ребёнок будет не только себя лучше чувствовать в психоэмоциональном плане, но ему станет легче учиться. Ведь теперь его мозг будет лучше снабжаться кислородом, что положительно скажется на его работоспособности.

Хотите освоить техники и упражнения для оказания самостоятельной помощи своему ребёнку с трудностями в обучении? Записывайтесь на онлайн-диагностику или приезжайте на программу «Mind-ретрит» в Сочи, где вы на практике сможете узнать методы коуча и эксперта-аналитика Татьяны Гогуадзе.