Профилактика дислексии, что нужно делать, чтобы избежать трудностей с чтением и письмом
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
20 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Профилактика дислексии: можно ли избежать проблем с чтением и письмом?

27.09.2021

В большинстве случаев родители узнают, что у их ребёнка есть дислексия, в 3 или 5-7 классах. Тогда уже становится очевидным факт наличия серьёзных трудностей с чтением и письмом, не связанных с условиями обучения или, например, проблемами слуха или зрения.

После этого начинается поиск специалистов, которые могут помочь, продолжительные и часто бесполезные занятия с репетиторами, логопедами, психологами, нейропсихологами.

Но поддаётся ли дислексия профилактике, можно ли предупредить появление проблем с чтением и письмом до того момента, когда ребёнок пойдёт в школу или уже столкнется с серьёзными трудностями при обучении?

Как узнать о наличии дислексии?

Как уже отмечалось выше, диагноз «дислексия» чаще всего ставят ребёнку, когда он уже учится в начальной школе. Однако в связи с тем, что дислексия – это врождённая особенность функционирования мозга, то выявить её можно гораздо раньше, например, в возрасте 5 лет.  Это самое лучшее время для проведения биометрического исследования с целью профилактики дислексии еще в дошкольном возрасте. Обычно в этом возрасте уже большинство родителей современных детей проходят различные занятия по подготовке ребёнка к школе.  

Диагностика дислексии в Центре дислексии Татьяны Гогуадзе

Самый простой, точный и, главное, эффективный способ для раннего выявления дислексии развития – прохождение биометрической диагностики. Она предполагает экспертизу узоров пальцев рук, которая позволяет не только ответить на вопрос, есть ли у человека дислексия или нет, но и определить генетически заложенные личностные характеристики. Биометрическая диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе также помогает выявить способности ребёнка к обучению, составить его точный генетический портрет и узнать доминацию в работе мозга.

Данные знания позволяют семье уже на ранних этапах:

  • грамотно выстраивать учебный процесс для ребенка;
  • воспитывать ребёнка с учётом индивидуальных личностных и психоэмоциональных особенностей;
  • подбирать наиболее эффективные упражнения для профилактики дислексии и дисграфии, других трудностей с обучением.

Что не так с «официальными» методами профилактики дислексии у школьников?

Основная проблема заключается в том, что профилактические мероприятия начинают проводить слишком поздно. Как правило, тогда, когда ребёнок уже столкнулся с трудностями в чтении и письме.

Это означает, что профилактика дислексии стартует, когда детям уже исполнилось 8-9 лет или уже находятся в подростковом возрасте. Коррекция дислексии традиционно предполагает работу над дифференциацией букв и работу в прописях. Детей заставляют выполнять упражнения, смысл которых им во многом непонятен. Соответственно, уровень мотивации к самостоятельным тренировкам находится на нуле.

Конечно, при этом им даются общие рекомендации по ведению здорового образа жизни, включению физкультуры в режим дня. Но опять же ни родители, ни дети не понимают, что и как им нужно делать, поэтому и нет желаемого результата!

Профилактика дислексии и других трудностей с обучением

В действительности, чтобы минимизировать вероятность появления у ребёнка различных дислексических трудностей, родителям надо задуматься о ранней диагностике для своего ребёнка (в возрасте 4-5 лет ) на предмет выявления дислексии. Более того, для диагностики в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе даже не требуется того, чтобы ребёнок знал буквы и умел хоть немного читать и писать. Узоры пальчиков всё расскажут и подскажут как надо грамотно построить стратегию подготовки ребёнка к школьным нагрузкам.

Упражнение для профилактики дислексии в Центре Татьяны Гогуадзе

Ведь основная цель как при коррекции, так и профилактике дислексии у дошкольников, да и дислексиков любого возраста, – обеспечить доминантность левого полушария в работе мозга. Надо сделать так, чтобы еще до школы у ребёнка была сформирована правильная нейродинамика, которая и обеспечит комфортное обучение навыкам чтения и письма.

И для этого ребёнку не нужно писать и читать – с задачей профилактики дислексии, дисграфии отлично справляются специальные физические упражнения и графокоррекция.

Задачи физических упражнений:

  • обеспечить стимуляцию работы головного мозга при одновременном закреплении доминации левого полушария мозга;
  • повысить устойчивость ребёнка к монотонным нагрузкам, в том числе за счёт укрепления его тела и тренировки координации;
  • научиться управлять своим телом и координировать работу рук и ног при выполнении графокоррекции.

Самое важное, что физические упражнения, как и графокоррекция, доступны детям уже с 5-летнего возраста. Поэтому, когда ребёнок пойдёт в школу, то он уже будет готов к учебным нагрузкам. Более того, даже если у него есть дислексия, то она может и не проявиться, так как у ребёнка будет уже обеспечена доминация левого полушария мозга.

Выполнение физических упражнений для профилактики дислексии

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует даже специальная программа «Тренируйся и готовься к школе», которая направлена как на профилактику дислексии у дошкольников, так и преодоление различных моторных трудностей, развитие у ребёнка индивидуальных учебных навыков через графокоррекцию и физические упражнения.

Если начать самостоятельно заниматься с ребёнком и выполнять несложные упражнения, направленные на профилактику дислексии, то в школе он сможет намного быстрее и проще овладеть навыками чтения и письма, да и в целом ему будет легче учиться и осваивать новые знания и умения.