Письмо от руки – это сложный навык, который требует от человека достаточно много волевых усилий. А ребёнку ещё надо базово сформировать этот навык. Причина в том, что и взрослым, и детям каждый раз надо преодолевать естественные физиологические трудности, сопровождающие акт письма. Чтобы ребёнок научился быстро и красиво писать, нужно обеспечить согласованную работу в системе мозговой деятельности «рука – глаз – мышление».
Но в первую очередь требуется подготовить моторную выносливость руки ребёнка к письменной деятельности, что и откроет у него ресурс к монотонной работе в процессе письма. Также важно научить ребёнка правильно держать ручку/карандаш, потому что даже небольшие изменения в захвате негативно сказываются не только на почерке, но и физиологических ощущениях.
И пусть ребёнок ещё не ходит в школу и только рисует, важно обращать внимание на то, как он держит карандаш. Иначе неверная манера захвата карандаша при рисовании автоматически потом будет перенесена на захват ручки, и тогда придётся много времени потратить на переучивание ребёнка.
Впоследствии неправильный захват ручки может стать причиной:
- быстрой утомляемости при письме;
- ухудшения осанки и даже снижения остроты зрения;
- появления писчих спазмов, из-за которых ребёнок будет отказываться от выполнения письменных работ;
- снижения грамотности на письме.
Как научиться правильно держать ручку при письме, все ответы даны в этом материале.
Подготовка руки к письму: что нужно знать
В процессе письма одновременно участвуют несколько групп мышц, которые отвечают за ладонное сгибание и движение пальцев кисти. Ключевое значение для подвижности руки и плавности почерка имеет состояние лучезапястного сустава. Не должно быть повышенного тонуса мышц, ребёнок должен уметь контролировать силу нажима, а для этого его пальцы и кисти рук должны быть физически развиты.
Подготовка руки ребёнка к письму начинается ещё в раннем возрасте, когда дети учатся держать столовые приборы. Поэтому родителям важно обращать внимание на то, как ребёнок держит ложку и вилку. Это будет являться профилактикой неправильного захвата ручки. Для навыка письма также очень важна иннервация пальцев рук, которая показывает, насколько хорошо ребёнок чувствует свои пальцы и может ими управлять.
Ниже будут даны упражнения, которые использует эксперт-аналитик, коуч Татьяна Гогуадзе в своей работе с детьми и взрослыми. Все упражнения проверены многолетней практикой Татьяны Гогуадзе и позволяют в короткие сроки не только подготовить руку ребёнка к письму, но и при необходимости быстро улучшить качество почерка даже у детей старших классов.
Упражнение «Тучка-Солнышко»
Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности и скоординированной работы. Всё, что требуется – это попеременное сжимание и разжимание кулаков.
«Тучка» – это кисть руки, сжатая в кулак. Выполняя «Тучка-Солнышко», важно, чтобы было видно, что кулак сжат с силой, а пальцы другой руки в этот момент вытянуты, как лучики солнышка.
Суть этого упражнения в повышении чувствительности пальцев рук и обучении их скоординированной работе. При выполнении упражнения развивается сразу несколько очень важных навыков «ручной умелости», которые нужны для ровного, аккуратного и красивого почерка. Одновременно формируется и выносливость к монотонному труду.
Работа с эспандером
Параллельно с освоением упражнения «Тучка-Солнышко» следует в режим дня включить и работу с эспандером, что позволяет:
- развить и укрепить силу рук и кистей;
- снять напряжение с запястья;
- улучшить иннервацию пальцев;
- повысить выносливость руки к монотонному труду;
- подготовить руку ребёнка к письму;
- снять тремор рук и писчий спазм.
Кроме того, регулярные занятия с эспандером помогают улучшить качество почерка, сделав его более ровным и плавным, сформировать правильный захват карандаша/ручки, а также активизировать работу левого полушария.
«Бой мяча»
Это доступное и универсальное психофизическое упражнение не только для подготовки руки ребёнка к письму, но и решения различных проблем с обучением, укрепления нервной системы.
Всё, что требуется от ребёнка – это, стоя на одном месте, отбивать мяч поочередно то левой, то правой рукой.
Техника выполнения упражнения представлена в этих видео:
Регулярные тренировки помогают:
- снять напряжение с запястья, придав кисти подвижность, мягкость и лучшую управляемость в динамике;
- сформировать межполушарную координацию, устойчивую и правильную нейродинамику чтения и письма;
- развить выносливость к монотонному труду;
- укрепить нервную систему;
- развить зрительно-моторную координацию.
Дополнительно «Бой мяча» позволяет понять границы своего тела, научиться чувствовать пространство вокруг себя и границы чужого пространства.
Графокоррекция
Графокоррекция – это авторская методика Татьяны Гогуадзе, которая направлена на формирование правильной нейродинамики в чтении и письме, выносливости к монотонному труду, эффективной подготовке руки ребёнка к письму, в том числе ребёнка дошкольного возраста.
Графокоррекция тренирует те умения и навыки, которые нужны для чтения и письма:
- правильную посадку;
- умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
- правильный захват ручки;
- способность видеть слово целиком.
Как выполнять графокоррекцию, подробно рассказывается в онлайн-курсе Татьяны Гогуадзе.
Массажёры для подготовки руки к письму
Помочь сформировать правильный захват ручки при письме и лучше подготовить руку позволяют и специальные массажёры.
В их комплект входят:
- Тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Занятия с ней снимают тонус мышц руки, способствуют более плавному и аккуратному почерку.
- Ребристый можжевеловый шар. Занятия с ним направлены на активизацию лучезапястного сустава и проработку чувствительности ладони.
- Резиновый кистевой эспандер.
- Деревянный волчок. С его помощью удаётся развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трех пальцев, которые участвуют в захвате ручки/карандаша.
- Воздушный шарик. Для чего нужен воздушный шарик с точки зрения развития навыка письма от руки и беглого чтения, подробно изложено здесь.
Представленные упражнения подходят для детей в возрасте от 5 лет.
Регулярное выполнение предложенного комплекса позволяет качественно подготовить руку ребёнка к письму, благодаря чему он легче и более в комфортных условиях освоит этот навык, а его почерк будет отличаться ровностью, аккуратностью и беглостью.