В большинстве случаев диагноз «дислексия» ставится детям, когда уже очевидно, что у них есть устойчивые трудности с обучением. Как правило, это происходит в 3-5 классах. И очень часто дети уже настолько сильно отстают от своих одноклассников, что учителя рекомендуют родителям пройти с ребёнком ПМПК с целью его дальнейшего перевода на более слабую систему обучения.
Но можно ли узнать о наличии дислексии у ребёнка до школы, когда он ещё не умеет читать, писать, и что нужно делать для профилактики дислексии у дошкольников? Об этом и расскажем в нашей статье.
Что такое дислексия?
Совершенно необязательно ждать, когда ребёнок начнёт читать и писать, чтобы понять, есть ли у него дислексия или нет. Потому что дислексия – это генетически заложенная особенность работы мозга, которая передаётся по наследству. Другими словами, это врождённая особенность функционирования мозга.
Как устроен мозг дислексика, какие причины на самом деле вызывают дислексию и как родителям выстраивать процесс обучения и воспитания ребёнка-дислексика, подробно изложено в книге учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».
В связи с тем, что дислексия у человека есть с рождения, а закладка структур мозга происходит на 10-13 неделе формирования плода с одновременной закладкой узоров пальцев рук, то о наличии дислексии можно узнать по отпечаткам пальцев рук. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с 2013 года для этого используется биометрическое исследование, которое позволяет ответить, есть ли у ребёнка дислексия или нет.
Важно! Биометрическое исследование можно проходить с 3-летнего возраста, что значительно упрощает профилактику дислексии у дошкольников.
Надо сразу развивать правильные нейронные связи!
Одна из основных причин, почему дети с дислексией не могут нормально читать и писать, – у них не сформирована правильная нейродинамика чтения и письма.
Нейродинамика – это уровень мозговой активности, проявляющийся в графической и письменной деятельности человека. То есть это особенность протекания процессов торможения и возбуждения в нервной системе, соблюдение их баланса.
При неправильно сформированной нейродинамике мозг просто не способен контролировать движения глаз и рук, он не может синхронизировать их работу. В результате мозгу приходится затрачивать серьёзные усилия, чтобы хоть немного сфокусироваться на строке текста или письма. Естественно, что в таких условиях возникают серьёзные трудности при формировании навыков чтения и письма.
Поэтому лучшая профилактика дислексии у дошкольников – это ещё до школы начать формировать у них правильные нейронные связи, которые позволят нормально учиться, в том числе хорошо читать и писать.
Важно! У родителей есть только 4 года, чтобы сформировать у ребёнка уникальную нейронную сеть и развить у него навыки чтения и письма. Это возраст с 6 до 10 лет, когда в лимбической системе головного мозга закладываются социальные инстинкты, определяющие когнитивное поведение человека. И родители должны успеть к этому возрасту ребёнка создать необходимые предпосылки для успешного освоения данных навыков. В этом и заключается основная суть профилактики дислексии у дошкольников!
Метод учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе
Для того чтобы победить дислексию ещё до школы, ребёнку совершенно необязательно уметь читать и тем более писать. Потому что суть коррекции и профилактики дислексии у дошкольников заключается в изменении работы мозга и решении сопутствующих проблем, которые практически всегда сопровождают ребёнка-дислексика.
Итак, профилактика дислексии у дошкольников по методу Татьяны Гогуадзе заключается в решении следующих задач:
- Формирование правильной нейродинамики чтения и письма.
- Развитие зрительно-моторной координации, то есть тренировка скоординированной работы системы «мозг, глаза, руки», благодаря чему ребёнок глазами видит и контролирует то, что делают его руки.
- Активизация работы мозжечка, так как в нём содержится более 50% всех нейронов головного мозга. При мозжечковой недостаточности мозг не успевает (не может) обработать информацию, поэтому ребёнку и не удаётся прочитать текст, понять его и пересказать.
- Преодоление рассогласованности полушарий мозга, которая часто является основной причиной проблем с обучением у ребёнка. Её могут путать с дислексией, но профилактика рассогласованности мозга у дошкольников выполняется точно так же, как и в случае с дислексией.
- Развитие психомоторики, от которой напрямую зависит работа мозга, а также качество почерка и чтения.
- Развитие умения концентрироваться, распределять и переключать внимание.
- Повышение выносливости к монотонным нагрузкам.
- Преодоление моторных трудностей, которые проявляются как неточность выполнения целенаправленных движений.
- Развитие навыка речевого дыхания, который определяет скорость, плавность и чёткость чтения вслух, беглость, аккуратность письма и даже уровень письменной грамотности.
- Формирование навыка учебной самостоятельности.
Неотъемлемой частью профилактики дислексии у дошкольников является и развитие таких свойств личности, как саморегуляция, самоконтроль, самодисциплина.
Что нужно делать для профилактики дислексии?
Для достижения всех вышеперечисленных целей детям не нужно читать и писать. Всё, что
требуется – маме с ребёнком выполнять специальные упражнения для активизации работы мозга, преодоления моторных трудностей и развития других навыков и умений. Но важно не просто делать с ребёнком эти упражнения, а нужно научить его прикладывать усилия, чтобы каждая тренировка приносила результат. Ребёнок должен понимать, зачем он делает то или иное упражнение и как оно помогает ему справиться с его проблемами.
Учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе для профилактики дислексии у дошкольников рекомендует:
- Раскрашивать контурные картинки по методу графокоррекции.
- Выполнять три базовых упражнения для коррекции и профилактики дислексии:
- Регулярно заниматься физкультурой, отдавая предпочтение циклическим видам спорта (бег, лыжи, велосипед). Детям-дошкольникам для профилактики дислексии особо рекомендуется скандинавская ходьба – доступный вид физической нагрузки, который отлично помогает преодолеть рассогласованность в работе мозге.
- Прыгать на батуте. Прыжки на батуте – простая циклическая тренировка, которую можно выполнять каждый день, в любой квартире или доме. Это отличный способ профилактики у дошкольников дислексии, дисграфии и СДВГ. Какой батут использовать для прыжков и как на нём правильно прыгать, изложено в этом материале.
- Научить ребёнка прыгать на скакалке, которая является отличным тренажёром для мозга.
Важно! Упражнение «Бой мяча» рекомендуется выполнять ежедневно по 30-40 минут. Техника выполнения представлена здесь.
Для профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников рекомендуется выполнять упражнения с эспандером и специальными массажёрами для улучшения почерка.
Рекомендуем также ознакомиться с вебинарами учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе:
- «Контролирующий поведение мозг», где Татьяна Гогуадзе объясняет, как связаны проблемы обучения с работой мозга и что нужно делать для активизации работы мозга.
- «Запрещённые приёмы при дислексии, дисграфии и СДВГ». В этом вебинаре подробно разбираются упражнения, которые нельзя делать при наличии у ребёнка дислексии и других трудностей с обучением.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе приглашает мам вместе с детьми на программу коррекции дислексии «Успешный Старт», которая подходит для детей с 5 лет и старше без ограничения возраста.
Участие в программе позволит семье правильно подготовить ребёнка к школьным нагрузкам и учебной дисциплине, сформировать у ребёнка правильную нейродинамику и тем самым избежать проявление дислексии, дисграфии в начальных классах.