…– Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе…
Доскакала до угла.
– Я б не так еще могла!...
Помните эти замечательные строчки из стихотворения Агнии Барто «Верёвочка»? Они отлично показывают, сколько возможностей для ребёнка создаёт самая обыкновенная скакалка. В этих строчках слышны детский задор, веселье, жизнерадостность и польза для организма.
Прыжки через скакалку действительно являются отличным тренажёром для ребёнка: они развивают выносливость, координацию, ловкость, силу. Но это ещё не всё! Прыжки на обыкновенной гимнастической скакалке отлично снимают зажимы лучезапястного сустава, что естественным образом помогает ребёнку улучшить свой почерк и даже лучше учиться.
Но почему-то современные родители предпочитают верить маркетологам и покупают своим детям нейроскакалки. Давайте разберёмся, в чем польза и вред нейроскакалки и почему нужно отдавать предпочтение классической, т.е. самой простой скакалке.
Нейроскакалка – польза или вред?
Сторонники прыжков на этом «чуде-тренажёре» приводят такие аргументы в его пользу:
- Развитие способности удерживать в голове и одновременно выполнять несколько действий, обеспечивая их согласованную работу.
- Тренировка быстрого переключения внимания, благодаря чему в головном мозге создаются новые нейронные связи, то есть данный вид скакалки – это нейротренажёр для развития межполушарных связей.
- Во время прыжков мозг насыщается кислородом, у ребёнка поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания, увеличивается скорость переключения мыслительных процессов.
- Общее физическое укрепление организма.
При этом традиционно делается упор, что нейроскакалка тренирует мозжечок, что, безусловно, очень важно не только для детей, но и взрослых. Ведь, например, именно от мозжечка зависит аккуратность и ровность почерка и даже уровень грамотности ребёнка.
Да, и одно из главных преимуществ, на которое делают упор сторонники нейроскакалки, состоит в том, что её не нужно держать руками! Другими словами, её очень просто освоить – достаточно научиться нормально прыгать на одной ноге.
Однако именно в том, что во время прыжков на нейроскакалке не задействуются руки и нормально работает только одна нога, и в этом заключается главный вред этого «нейротренажёра».
Для справедливости отметим, что, конечно, определённый эффект нейроскакалка даёт, но только если у ребёнка нет трудностей с обучением и общим физическим состоянием.
В чём вред нейроскакалки
Один из серьёзных недостатков состоит в технике движений – ребёнок прыгает на одной ноге и при этом должен перепрыгнуть через саму скакалку. То есть его руки в этот момент просто болтаются, а одна из ног совершает какие-то непонятные движения.
О какой согласованной работе рук и ног в этом случае может идти речь?
Более того, нейроскакалка представляет реальную опасность для мозга ребёнка, испытывающего трудности с обучением, в частности с письмом и чтением. Причина в том, что при прыжках на нейроскакалке возникает нейродисбаланс не только в работе тела, но и мозга.
Это происходит из-за того, что:
- Прыжки на одной ноге никоим образом не способствуют формированию правильной нейродинамики в работе мозга. Напомним, что для обеспечения нейробаланса мозг нуждается в согласованной работе ног и рук.
- Прыгая на одной ноге и в положении, когда руки болтаются, как раз и происходит разрушение согласованности в работе полушарий мозга.
Важно именно родителям более критично относится к дополнительным занятиям своего ребёнка и отслеживать его спокойное и уравновешенное состояние после физической нагрузки. Данные состояния и показывают, что во время занятий мозг ребенка согласовался и получил правильную стимуляцию. Если поведение ребёнка эмоциональное и он никак не может успокоиться, чтобы приступить к урокам, то это явный признак рассогласованности в работе мозга и именно из-за рассогласованности в работе полушарий мозга многие дети так и не могут научиться нормально вслух читать и грамотно писать.
И ещё один важный момент. Прыжки на нейроскакалке могут привести к перекосу в мышечном корсете, даже несмотря на постоянную смену ног во время упражнения. У каждого человека есть опорная нога, которая по определению сильнее, а значит, прыжки на одной ноге будут сильнее и выше.
Для того же, чтобы обеспечить согласованную работу мозга, требуется прыгать одновременно на двух ногах и обязательно подключать к этому процессу руки. То есть самая обыкновенная скакалка является идеальным тренажёром для мозга и помогает справиться с трудностями в обучении.
Польза обыкновенной гимнастической скакалки
О её положительном влиянии на физическое состояние организма известно всем:
- Прыжки на скакалке задействуют множество мышц, они тренируют сердечно-сосудистую систему, развивают силу и выносливость. Поэтому неслучайно профессиональные спортсмены обязательно включают скакалку в разминку или даже отдельную тренировочную сессию.
- Укрепление костей, так как упражнение способствует увеличению их плотности и даёт вертикальную нагрузку на опорно-двигательный аппарат.
- Прыжки на скакалке – великолепный кардиотренажёр, при этом риск навредить работе сердца минимален.
- Развитие координации и ловкости, концентрации внимания. Ребёнок учится контролировать и чувствовать своё тело в пространстве.
Скакалка как тренажёр для улучшения почерка
Во время прыжков ребёнок активно задействует руки и плечи, в частности, кисти. Благодаря этому развивается подвижность лучезапястного сустава, руки становятся сильнее, а значит, ребёнок начинает правильно удерживать ручку во время письма, может контролировать силу нажима. За счёт этого он будет и меньше уставать от самого процесса письма.
Прыжки на гимнастической скакалке заставляют и по максимуму работать мозг, так как ему приходится контролировать согласованную работу рук и ног. А если учесть, что комбинаций прыжков на скакалке огромное множество, то мозг будет вынужден постоянно находиться в активной работе, а значит, будет лучше функционировать.
Кроме того, во время прыжков на скакалке ребёнку нужно контролировать своё дыхание, следить за его интенсивностью. Одновременно в мозг поступает и большое количество кислорода, что благоприятно сказывается на мыслительной деятельности. А ведь именно это и нужно всем детям, чтобы лучше учиться и отлично себя чувствовать физически и эмоционально.
Если ваш ребёнок не умеет до сих пор прыгать на скакалке, то обязательно его научите. Уже в 5 лет он вполне способен освоить простые прыжки. Как только ребёнок начнёт активно использовать скакалку, то очень быстро в положительную сторону изменится его физическое и психоэмоциональное состояние, он станет более сильным, да и почерк постепенно станет ровнее и аккуратнее.