Традиционно принято считать, что дисграфия – частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в повторяющихся и стойких ошибках. При этом совершение ошибок никак не связано с незнанием или неумением применять правила русского языка на практике. Также эта проблема не объясняется какими-либо нарушениями интеллектуального развития ребёнка.
Но практика работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что дисграфия – это функциональное состояние мозга, с которым можно справиться самостоятельно.
Что такое дисграфия и какие причины её вызывают, подробно изложено в этом материале.
В данной статье делимся практическим опытом Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по профилактике дисграфии и рассказываем об упражнениях, которые можно и нужно выполнять самостоятельно в домашних условиях, если вы уже видите в тетрадях своего ребёнка проявления дисграфии и устойчивые специфические ошибки.
Особенность метода Татьяны Гогуадзе
Появление дисграфии в большинстве случаев связано с отставанием в развитии функций левого полушария мозга и серьёзными моторными трудностями. Именно из-за этого ребёнок или взрослый человек элементарно не может контролировать глазами то, что он пишет. Его главная задача – написать, и неважно, сколько там будет ошибок и какого качества будет почерк.
И нет значения, какая дисграфия у человека – акустическая, артикулярно-акустическая, оптическая или аграмматическая или другая. Базово все её виды объясняются рассогласованностью в работе полушарий мозга и моторными трудностями. Поэтому и профилактика дисграфии у дошкольников и школьников по методу Татьяны Гогуадзе заключается в выполнении специальных психофизических упражнений, цель которых:
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- развить зрительно-моторную координацию, чтобы ребёнок глазами мог контролировать, что пишет его рука;
- преодолеть моторные трудности за счёт снятия тонуса с кистей рук, развития подвижности лучезапястного сустава и укрепления мышц рук.
Уникальность метода Татьяны Гогуадзе для профилактики дисграфии и дислексии у школьников и взрослых заключается в том, что он полностью исключает необходимость читать и писать, а также выполнять логопедические упражнения.
Что нужно делать для профилактики дисграфии?
Базовое упражнение, которое рекомендует выполнять эксперт-аналитик, коуч Татьяна Гогуадзе, – графокоррекция. Это её авторская методика, направленная на формирование правильной нейродинамики в чтении и письме, выносливости к монотонному труду, самостоятельную коррекцию психоэмоционального состояния.
Графокоррекция выполняется на всех курсах и программах Татьяны Гогуадзе. Тренировки должны быть регулярными, а продолжительность одной тренировки должна составлять от 60 до 90 минут.
Профилактика дисграфии через графокоррекцию заключается в том, что упражнение формирует правильную и устойчивую нейродинамику чтения и письма, что позволяет выработать устойчивую последовательность, поэтому уходят пропуски, перестановки букв, зеркальность. Графокоррекция также отлично тренирует умения и навыки, необходимые для письма и чтения:
- правильная посадка во время письма и чтения;
- умение следить глазами по строчке и не терять её при чтении и письме;
- правильный захват ручки без сильного на неё нажима;
- способность видеть слово целиком;
- формирование выносливости к монотонному труду.
Также рекомендуем ознакомиться с полезными материалами по графокоррекции, которые позволят более комплексно подходить к выполнению этого упражнения:
- Онлайн-курс по графокоррекции.
- Что может рассказать графокоррекция о вашем ребёнке?
- Почему графокоррекцию нужно выполнять правильно?
Отличной профилактикой дисграфии является и раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции. Особенно этот вариант подходит для детей-дошкольников, которым ещё трудно освоить графокоррекцию.
Бой мяча – эффективное упражнение для профилактики дисграфии
Бой мяча – универсальное упражнение, которое может освоить ребёнок с 5 лет. Секрет его в том, что оно:
- эффективно снимает напряжение и тонус с запястий рук. В результате кисти рук становятся более подвижными и управляемыми в динамике;
- тренирует зрительно-моторную координацию;
- формирует межполушарную координацию;
- развивает выносливость к монотонному труду;
- укрепляет нервную систему;
- отлично развивает концентрацию зрительного внимания на объекте. А без развития такого навыка практически невозможно научиться бегло и аккуратно писать!
А в этом материале вы можете узнать, почему детям с трудностями в обучении и дисграфией бывает трудно освоить бой мяча.
«Тучка-Солнышко»
Это базовое упражнение для повышения иннервации пальцев рук и одновременного развития их подвижности, скоординированной работы. Суть этого упражнения для профилактики дисграфии в том, чтобы повысить чувствительность пальцев рук и научить пальцы рук работать с чёткой координацией и очерёдностью.
Детям с низкой иннервацией пальцев рук очень трудно писать аккуратно и разборчиво!
При выполнении упражнения «Тучка-Солнышко» развивается сразу несколько важных навыков «ручной умелости», которые необходимы для аккуратного и ровного почерка. Одновременно упражнение формирует выносливость к монотонному труду.
Важно! Только при правильной технике выполнения упражнения импульсы от мозга доходят до кончиков пальцев. И только в этом случае будет достигнут нужный результат: обеспечение согласованной работы мозга и повышение иннервации пальцев рук.
«Перекаты»
Ещё одно базовое упражнение для профилактики дисграфии и дислексии. Его выполнение позволяет активизировать работу мозжечка, повысить равновесие и научиться чувствовать и управлять своим телом.
А ещё для эффективной профилактики дисграфии мы рекомендуем:
- заниматься со специальными массажёрами для улучшения почерка;
- тренировать правильный захват ручки с помощью деревянного волчка;
- освоить технику речевого дыхания, которое оказывает прямое влияние на скорость чтения и письма.
Выполняя эти упражнения, удастся не только эффективно заниматься профилактикой дисграфии, но и даже преодолеть её самостоятельно, если у ребёнка нет неврологических особенностей в развитии, СДВГ и он сам хочет лучше читать и писать.
Одновременно у ребёнка улучшится качество почерка и даже повысится уровень грамотности, так как он начнёт видеть ошибкоопасные места. Упражнения помогут улучшить психоэмоциональное состояние и в целом укрепить организм.
А если вы хотите быстро помочь ребёнку справиться с дисграфией и дислексией, то ждём вас на программы коррекции Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.