Что такое дислексия? Под этим термином понимается специфическая неспособность к обучению, имеющая неврологическое происхождение и проявляющаяся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера в чтении и письме. В зависимости от несформированности определённых этапов процесса чтения и письма выделяют несколько видов дислексии.
В статье поговорим о классификации дислексии, методах её коррекции и дадим ответ, почему вне зависимости от формы дислексии для её преодоления нужно выполнять одинаковые упражнения.
Фонематическая дислексия
Это наиболее распространённый вид дислексии, связанный со смешением, заменой фонетически близких звуков при чтении, наличием трудностей с усвоением букв, которые обозначают акустически и артикуляционно схожие звуки. Например, ребёнок заменяет «з» на «с», «ж» на «ш», пропускает/переставляет слоги при чтении (не «собака», а «басока» и т.д.).
Семантическая дислексия
При этом виде дислексии человеку сложно понимать прочитанный текст. Другими словами, он может бегло читать, но вот объяснить смысл прочитанного, а также ответить на вопросы по тексту ему будет очень тяжело. Как правило, для ребёнка с семантической дислексией свойственно механическое чтение, когда он читает по слогам, а потом не может сложить слоги в слова.
Аграмматическая дислексия
Этот вид дислексии проявляется в совершении очевидных ошибок при построении даже самых элементарных предложений. Например, ребёнок неправильно произносит окончания, суффиксы и префиксы, неверно согласовывает слова в роде, числе и падеже. Например: «птица красивое», «из-за дверью», «ваза разбились» и т.д.
Мнестическая дислексия
Считается, что этот вид дислексии обусловлен нарушениями речевой памяти, поэтому ребёнку трудно усвоить буквы. Он не может в заданной последовательности повторить ряд из трёх-пяти звуков или слов. А если это ему удаётся, то будет нарушен порядок звуков/слов или будут пропущены какие-то звуки.
Оптическая дислексия
Она связана с нарушением зрительного восприятия форм символов. Ребёнок может читать слова задом наперёд, путать графические буквы («п» и «н», «т» и «г»), перепрыгивать через строки при чтении. При этом виде дислексии в первую очередь специалисты рекомендуют обратить внимание на развитие зрительно-моторной координации.
Выделяют также тактильную дислексию, с которой сталкиваются незрячие или слабовидящие люди. При такой форме дислексии человеку сложно воспринимать шрифт Брайля – он путает буквы с одинаковым количеством точек.
Что не так с классическими методами коррекции дислексии?
Конкретный набор техник и инструментов для решения дислексических проблем определяется в зависимости от выявленного вида дислексии. Так, для преодоления аграмматической дислексии большинство упражнений направлено на многократное повторение ребёнком вслед за логопедом слов и предложений. Как правило, ребёнок рано или поздно начинает справляться с заданиями, однако, когда ему нужно самостоятельно выполнить работу, то проблемы обычно возвращаются.
При коррекции оптической дислексии упор делается на задания, которые требуют от ребёнка поиска нужных букв среди других. Но при этом практически не учитывается, что дислексик из-за особенностей восприятия текстовой информации просто не способен видеть буквы, поэтому логопедическая помощь может затянуться на долгие годы.
Основная проблема практически всех логопедических инструментов в том, что они направлены на преодоление последствий того или иного вида дислексии. То есть они не решают главную задачу – не устраняют первопричину дислексии.
А ещё один фактор несостоятельности классической логопедической помощи при истинной дислексии мозга заключается в том, что ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость ошибок показывает, что традиционная классификация дислексии не является эффективной для решения проблем чтения и письма.
Многообразие ошибок позволяет утверждать, что нет дислексии, есть дислексики. По нашему убеждению, любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становится «рабочим инструментом» специалистов и оказывает реальную помощь людям, страдающим дислексией/дисграфией.
Важно понимать, что дислексия – это генетически заложенная особенность работы мозга, которая передаётся по наследству. А основные дислексические проблемы объясняются нарушением когерентности (согласованности) в работе левого и правого полушарий мозга, которые как раз и связаны с особым анатомическим строением мозга дислексика.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении, в том числе в решении проблем с дислексией. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Какие причины вызывают дислексию на самом деле и как её нужно правильно корректировать, подробно рассказывается в книге «Дислексия мозга. За гранью известного».
В чём суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе со стажем работы более 30 лет?
Отметим, что по методу Татьяны Гогуадзе совершенно неважно, какой вид дислексии у ребёнка, потому что суть её коррекции должна сводиться к обеспечению согласованной работы полушарий мозга при закреплении доминации левого полушария, формированию правильной нейродинамики чтения и письма, преодолению моторных трудностей, а также развитию у ребёнка таких навыков, как:
- речевое дыхание;
- умение распределять и переключать внимание;
- зрительно-моторная координация;
- сила воли, самоконтроль, самодисциплина и ответственность за собственные действия и поступки.
Для достижения этих целей достаточно использования исключительно педагогических методов и специальных психофизических упражнений. Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что для преодоления всех видов дислексии достаточно всего 14 дней – именно столько длится курс коррекции «Успешный Старт».