Что такое дислексия? Под этим термином понимается специфическая неспособность к обучению, имеющая неврологическое происхождение и проявляющаяся в многочисленных повторяющихся ошибках устойчивого характера в чтении и письме. В зависимости от несформированности определённых этапов процесса чтения и письма выделяют несколько видов дислексии.
В статье поговорим о классификации дислексии, методах её коррекции и дадим ответ, почему вне зависимости от формы дислексии для её преодоления нужно выполнять одинаковые упражнения.
![Виды дислексии](http://img.youtube.com/vi/rWTAJlqvt-E/maxresdefault.jpg)
Фонематическая дислексия
Это наиболее распространённый вид дислексии, связанный со смешением, заменой фонетически близких звуков при чтении, наличием трудностей с усвоением букв, которые обозначают акустически и артикуляционно схожие звуки. Например, ребёнок заменяет «з» на «с», «ж» на «ш», пропускает/переставляет слоги при чтении (не «собака», а «басока» и т.д.).
Семантическая дислексия
При этом виде дислексии человеку сложно понимать прочитанный текст. Другими словами, он может бегло читать, но вот объяснить смысл прочитанного, а также ответить на вопросы по тексту ему будет очень тяжело. Как правило, для ребёнка с семантической дислексией свойственно механическое чтение, когда он читает по слогам, а потом не может сложить слоги в слова.
Аграмматическая дислексия
Этот вид дислексии проявляется в совершении очевидных ошибок при построении даже самых элементарных предложений. Например, ребёнок неправильно произносит окончания, суффиксы и префиксы, неверно согласовывает слова в роде, числе и падеже. Например: «птица красивое», «из-за дверью», «ваза разбились» и т.д.
Мнестическая дислексия
Считается, что этот вид дислексии обусловлен нарушениями речевой памяти, поэтому ребёнку трудно усвоить буквы. Он не может в заданной последовательности повторить ряд из трёх-пяти звуков или слов. А если это ему удаётся, то будет нарушен порядок звуков/слов или будут пропущены какие-то звуки.
Оптическая дислексия
Она связана с нарушением зрительного восприятия форм символов. Ребёнок может читать слова задом наперёд, путать графические буквы («п» и «н», «т» и «г»), перепрыгивать через строки при чтении. При этом виде дислексии в первую очередь специалисты рекомендуют обратить внимание на развитие зрительно-моторной координации.
Выделяют также тактильную дислексию, с которой сталкиваются незрячие или слабовидящие люди. При такой форме дислексии человеку сложно воспринимать шрифт Брайля – он путает буквы с одинаковым количеством точек.
Что не так с классическими методами коррекции дислексии?
Конкретный набор техник и инструментов для решения дислексических проблем определяется в зависимости от выявленного вида дислексии. Так, для преодоления аграмматической дислексии большинство упражнений направлено на многократное повторение ребёнком вслед за логопедом слов и предложений. Как правило, ребёнок рано или поздно начинает справляться с заданиями, однако, когда ему нужно самостоятельно выполнить работу, то проблемы обычно возвращаются.
![Основные виды дислексии](http://img.youtube.com/vi/obamRgIh-JI/maxresdefault.jpg)
При коррекции оптической дислексии упор делается на задания, которые требуют от ребёнка поиска нужных букв среди других. Но при этом практически не учитывается, что дислексик из-за особенностей восприятия текстовой информации просто не способен видеть буквы, поэтому логопедическая помощь может затянуться на долгие годы.
Основная проблема практически всех логопедических инструментов в том, что они направлены на преодоление последствий того или иного вида дислексии. То есть они не решают главную задачу – не устраняют первопричину дислексии.
А ещё один фактор несостоятельности классической логопедической помощи при истинной дислексии мозга заключается в том, что ошибки чтения и письма не являются ни постоянными, ни идентичными для конкретного слова. Такая изменчивость ошибок показывает, что традиционная классификация дислексии не является эффективной для решения проблем чтения и письма.
Многообразие ошибок позволяет утверждать, что нет дислексии, есть дислексики. По нашему убеждению, любая классификация лишь тогда подтверждает свою жизнеспособность, когда она становится «рабочим инструментом» специалистов и оказывает реальную помощь людям, страдающим дислексией/дисграфией.
Важно понимать, что дислексия – это генетически заложенная особенность работы мозга, которая передаётся по наследству. А основные дислексические проблемы объясняются нарушением когерентности (согласованности) в работе левого и правого полушарий мозга, которые как раз и связаны с особым анатомическим строением мозга дислексика.
Какие причины вызывают дислексию на самом деле и как её нужно правильно корректировать, подробно рассказывается в книге «Дислексия мозга. За гранью известного».
В чём суть коррекции дислексии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе со стажем работы более 30 лет?
Отметим, что по методу Татьяны Гогуадзе совершенно неважно, какой вид дислексии у ребёнка, потому что суть её коррекции должна сводиться к обеспечению согласованной работы полушарий мозга при закреплении доминации левого полушария, формированию правильной нейродинамики чтения и письма, преодолению моторных трудностей, а также развитию у ребёнка таких навыков, как:
- речевое дыхание;
- умение распределять и переключать внимание;
- зрительно-моторная координация;
- сила воли, самоконтроль, самодисциплина и ответственность за собственные действия и поступки.
![Какие виды дислексии существуют](http://img.youtube.com/vi/v0NicXuDkZU/maxresdefault.jpg)
Для достижения этих целей достаточно использования исключительно педагогических методов и специальных психофизических упражнений. Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что для преодоления всех видов дислексии достаточно всего 14 дней – именно столько длится курс коррекции «Успешный Старт».