Наши дети учатся в XXI веке, а чётких критериев эффективного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с трудностями в чтении и письме нет. Когда нет критериев, как родителям понять, что ребёнку оказывается квалифицированная помощь?
8 февраля 2019 года было официально опубликовано Письмо Министерства Просвещения РФ № ТС 421/07. Многие решили, что это прорыв и достижение, ведь ...
В России впервые на государственном уровне принят нормативный акт, рекомендующий организациям, осуществляющим образовательную деятельность, учитывать особенности психофизического развития детей с трудностями в чтении и письме (дислексией, дисграфией) при обучении и оценке знаний. Так ли это? Я решила включить свой критический анализ и разобраться в содержании этого Письма. И вот что у меня получилась.
В первом же абзаце мы читаем: «…в последнее время участились случаи обращения родителей обучающихся с нарушениями чтения и письма на отсутствие специальных условий обучения (эффективного психолого-педагогического сопровождения) этой категории детей».
Вывод: НАДО ЧАЩЕ ПИСАТЬ! Велика роль родительской позиции, потому что прописана в Законе. В России заявительная норма права - заявляете в письменном виде, значит власти будут на это реагировать. Статья 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дарует родителям эту великую роль ответственности за воспитание и качество обучения своих чад. Следовательно, родителям надо активнее пользоваться своим правом - надо чаще писать и сообщать об отсутствии специальных условий обучения своего ребёнка. И здесь на помощь родителям создана Юридическая служба в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы исключить конфликты со школой и при этом эффективно защитить права ребёнка.
Далее по тексту Письма ...
В письме признаётся великая роль чтения и письма: « чтение и письмо являются метаязыковыми компетенциями, обеспечивающими у обучающихся всех уровней образования усвоение учебных дисциплин и влияющими на дальнейшую социализацию.» Далее во втором абзаце данная мысль завершается заключением о том, что нарушения чтения и письма препятствуют успешному освоению основной образовательной программы у обучающихся, имеющих сохранный интеллект, слух, зрение и, которые имеют в комплексе или изолированно стойкие нарушения технической и / или смысловой сторон чтения и / или допускающие специфические ошибки письма. И это отличная новость!
Теперь эту истину осталось осознать родителям, которые крайне безответственно относятся к трудностям обучения своих детей. Да, именно так, потому что решение проблем с чтением и письмом начинается в семье, с элементарного выполнения режима дня школьника и выполнения всех обязательных позиций в режиме дня успешного школьника (школьника, который с успехом справляется с любыми трудностями в чтении и письме!): утренняя зарядка, здоровый и умный завтрак, ежедневный приём Омеги-3, дневной отдых, прогулка на свежем воздухе после школы, живое и качественное общение, которое знакомит ребёнка, например, с правилами поведения в обучающем пространстве и в социуме вообще.
В Письме изложены следующие причины, которые в разной степени обуславливают нарушения чтения и письма, и могут иметь смешанный характер: нарушения устной речи; нарушения или несформированность других высших психических функций (каких именно не уточняется), регуляторных механизмов деятельности; моторная недостаточность. !!!Отдельно выделена моторная недостаточность - это особый плюс в определении причин трудностей в чтении и письме.
Подробнее эта позиция будет рассмотрена в следующей моей статье "Моторная недостаточность в письме и чтении".
Особенно приятно, что в данном официальном документе от 8 февраля 2019 года впервые особое внимание обратили на обучающихся, у которых нарушения чтения и письма не обусловлены нарушениями устной речи.
Да, в современном мире очень велик процент детей без нарушений устной речи, но с выраженными трудностями в чтении и особенно в письме (например, крайне проблемный почерк). И правильно в Письме отмечено, что данная категория обучающихся, «как правило, не получает специализированную помощь в дошкольных образовательных организациях, а также на уровне начального общего образования, поскольку недостатки психических функций и другие предпосылки нарушения чтения и письма не носят выраженного характера и не вызывают тревоги ни у родителей, ни у педагогов.»
В следующих публикациях я продолжу анализ данного официального письма и вы узнаете, что Письмо носит рекомендательный характер и нет гарантий, что ребёнку будут предоставлены специальные условия обучения и оценки знаний. НО прописаны пути как это можно получить! Вот этом читайте в следующей статье.