Казалось бы, ребёнок знает уже все буквы, медленно читает по слогам, но дальнейшего прогресса практически нет. Часто бывает так, что скорость чтения первоклассника не увеличивается на протяжении длительного времени. И если ещё в первом полугодии 1-го класса он «вытягивает» норматив в 25-30 слов в минуту и получает «пятёрку», то во втором классе за такой темп чтения ставят уже «двойку».
Что нужно учитывать при обучении ребёнка чтению и как помочь первокласснику научиться быстро читать? Ответы в нашей статье.
Чтение – это не дрессура!
Многие родители считают, что стоит ребёнку только освоить алфавит и научиться хотя бы читать по слогам, то дальнейший прогресс становится делом техники. И отчасти так и есть. Ребёнок, который не испытывает дискомфорта от чтения, должен больше времени уделять технике совершенствования своего чтения, читая вслух.
Но если ребёнок задерживается на технике послогового чтения, а количество прочитанного не наращивает у него скорость чтения и понимания текста, то в этом случае рекомендации «больше читайте» может привести к обратному эффекту, вплоть до полного отказа ребёнка от чтения. А возникают такие случаи потому, что чтение – это сложнейший нейробиологический процесс, который требует хорошей сформированности коры головного мозга и развитого навыка саморегуляции.
Лучше всего о том, как устроен мозг и как чтение влияет на развитие мозга, рассказывает профессор С.В. Савельев.
Частой ошибкой родителей является и попустительское отношение к использованию ребёнком гаджетов. К сожалению, сейчас один из «лучших способов» занять ребёнка – дать ему смартфон с мультиками или играми. И даже дети в возрасте 3-4 лет просиживают в них часами, хотя уже давно доказано, что дети 4-5 лет не должны находиться перед экраном более 10 минут в день!
Гаджеты крайне отрицательно влияют на обучение чтению первоклассников, да и дошкольников. Потому что:
- длительное ежедневное использование ребёнком смартфона приводит к его умственному отставанию;
- дети начинают путать реальность с компьютерным миром. У них появляются различные страхи, что часто приводит к серьёзным психоэмоциональным проблемам;
- развивается потребность в гормоне дофамин, который вырабатывается только тогда, когда человек получает удовольствие. А компьютерная игра – самый простой способ получения удовольствия. И когда ребёнок «подсаживается» на смартфон, то он постепенно утрачивает интерес к реальной жизни, а вместе с этим к учёбе, да и самому себе;
- нарушается работа мозга. Точнее, компьютерные игры провоцируют рассогласованность в работе полушарий мозга, из-за чего и сложно научить первоклассника читать;
- у ребёнка появляется мышечное напряжение, которое сильно нарушает здоровое функционирование мозга;
- нервная система значительно перегружается, что, например, приводит к потере концентрации внимания и рассеянности;
- ослабевают глазодвигательные мышцы, в результате чего ребёнок не может следить глазами по строкам во время чтения.
У родителей есть всего 4 года, чтобы научить ребёнка читать!
Ещё одна распространённая ошибка родителей – попытки научить ребёнка читать в раннем возрасте. Но в 3-4 года детский мозг ещё просто не готов к освоению данного навыка. Дело в том, что в этом возрасте навык чтения осваивается ребёнком неосознанно, поэтому обучение чтению в раннем возрасте даёт обратный эффект. Но это отсроченный эффект во времени, поэтому родители, дети которых уже умели читать в 3-4 года, не понимают, почему ребёнок во 2 или 3 классе просто отказывается от чтения или никак не наращивает технику чтения.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Происходит это потому что ребёнок научился неосознанной технике чтения. А когда ребёнок начинает учиться в школе, ему требуется произвольное владение навыком чтения, чтобы понимать, о чём он читает. Более того, раннее обучение чтению может спровоцировать у ребёнка нелюбовь к чтению уже в школьном возрасте. И как показывает практика, переучить с неосознанного чтения на осознанное намного сложнее.
Современные родители должны знать, что идеальный сензитивный (наиболее благоприятный) период для обучения ребёнка навыкам чтения и письма – это период с 6 до 10 лет.
Именно в этом возрасте в лимбической системе головного мозга закладываются социальные инстинкты, определяющие когнитивное поведение человека. Если до 10 лет ребёнок так и не научился читать и писать, то потом упущенные сроки будет крайне сложно компенсировать и потребуется уже профессиональная помощь.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе действует коррекционная программа «Успешный Старт», которая ориентирована на детей с трудностями в обучении. Она подходит как ученикам начальных классов, которые не могут освоить навыки чтения и письма, так и дошкольникам с целью профилактики трудностей в чтении и письме.
Хотите научить первоклассника читать – начните заниматься физкультурой!
Для ребёнка движение – это основа его развития и проявления интеллекта. Именно в движении дошкольник должен познавать мир всем телом, и только ближе к школе у него должна появиться продолжительная выносливость к статическим нагрузкам. А если ребёнок много времени проводит в смартфоне, то он вообще перестаёт двигаться!
В процессе движения работает не только тело, но и мозг, в том числе зоны, ответственные за чтение и обучение в целом. Поэтому, чем больше ребёнок выполняет целенаправленных действий и движений, тренирует свою выносливость к статическим нагрузкам, тем лучше будут развиты его когнитивные возможности.
Достаточно всего нескольких упражнений, чтобы помочь первокласснику научиться быстрее читать:
Как эти упражнения работают на практике, можно узнать из этого видео:
Также рекомендуем к прочтению статьи о связи работы мозга с обучением и чтением, в частности:
- Как улучшить когнитивные способности через физические упражнения?
- Какие виды спорта выбрать, чтобы улучшить ситуацию с обучением?
- Что такое психомоторика и почему её важно развивать у ребёнка?
Как научить первоклассника читать без чтения?
Кроме выполнения регулярных физических упражнений, для более быстрого освоения навыка чтения рекомендуется:
- читать детям вслух даже после того, как они освоили этот навык. Почему важно, чтобы родители как можно дольше читали детям вслух, изложено в этом материале;
- выполнять специальные упражнения, направленные на формирование правильной нейродинамики чтения и письма, а также новых нейронных связей в головном мозге. Базовым упражнением для достижения этих целей является графокоррекция, которая формирует в короткие сроки правильную нейродинамику чтения и письма.
- развивать у ребёнка зрительно-моторную координацию, благодаря которой он сможет лучше следить глазами за строкой, что естественным образом повысит скорость чтения;
- формировать у ребёнка силу воли, навыки учебной самостоятельности, умение переключать и распределять внимание.
Обучение чтению первоклассников и детей-дошкольников не ограничивается только изучением букв и умением складывать из них слова. Это комплексная работа, в которой участвует мозг и тело ребёнка. Более того, первичным являются именно физические упражнения, через которые развиваются нужные нейронные связи и формируется правильная нейродинамика чтения и письма.
Поэтому физкультура – это база, которая позволяет научить первоклассника читать быстро и в короткие сроки!
Записывайтесь на программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вашему ребёнку преодолеть трудности с чтением и письмом!