Что такое умственный труд? Под ним принято понимать работу, во время которой человек обрабатывает информацию, задействуя память, произвольное мышление и внимание. Однако наличие простого набора таких умственных способностей ещё не является показателем умственного труда, потому что для получения нового знания и проверки его на практике необходимо уметь прикладывать усилия.
Умственный труд – один из самых сложных видов деятельности человека, потому что он происходит невидимо, неосязаемо и неслышно. И научить ребёнка думать – наиболее трудная задача учителя, а научиться думать – самая трудная задача ученика.
К сожалению, в современной школе, особенно в младших классах, очень мало времени уделяется развитию навыков интеллектуального труда. Многие дети не умеют думать, а ведь этот навык является ключевым не только для успешного обучения в школе, но и в дальнейшей жизни. Сегодня наиболее востребованы профессии, напрямую связанные с умственным трудом. И если родители хотят, чтобы их дети были успешны в будущем, то они должны повышенное внимание уделять формированию навыков умственного труда у своих детей.
В статье разбираем базовые навыки интеллектуального труда, которые следует прививать ребёнку ещё в дошкольном возрасте и которые позволят ему в дальнейшем хорошо учиться в школе и уверенно справляться со школьными нагрузками, в том числе психоэмоционального характера.
В основе умственного труда лежит работа мозга!
Для успешного обучения в школе у ребёнка должно быть хорошо развито левое полушарие мозга, так как оно отвечает за логику, математику, анализ, обработку информации. Но современные дети – это дети со сниженной активностью левого полушария мозга, из-за чего они испытывают проблемы с освоением навыков чтения и письма, пониманием и усвоением нового материала.
Более того, сегодня всё больше растёт число детей, у которых отмечается низкая когерентность (согласованность) в работе полушарий мозга. Дети не хотят напрягаться и развивать у себя умения и навыки умственного труда, потому что для этого нужно прикладывать усилия, а они предпочитают просиживать часами в гаджетах, социальных сетях, компьютерных играх. А гаджеты крайне негативно влияют на мозг ребёнка, что может привести даже к цифровой деменции.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Поэтому первое, что нужно сделать для развития навыков умственного труда у школьника, – обеспечить согласованную работу полушарий мозга при закреплении доминации левого полушария мозга. Как это сделать? Об этом подробно в своём вебинаре «Контролирующий поведение мозг» рассказывает учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе.
Базовые навыки интеллектуального труда
Для того чтобы научить ребёнка мыслить и рассуждать, получать новые знания в результате анализа информации, у него должны быть развиты следующие навыки умственного труда.
- Самодисциплина. Один из самых важных навыков для развития умственного труда, так как только с помощью самодисциплины можно научиться контролировать свои действия и привычки, преодолевать лень и откладывание на потом, а также преуспевать в различных сферах жизни.
- Усердие и усидчивость. Очень ценные качества личности, которые побуждают человека к действиям по реализации своих планов и замыслов.
- Сила воли. Черта характера, при наличии которой человеку удаётся себя контролировать и руководить собственными действиями. Она помогает избегать сиюминутных слабостей, если впереди стоит долгосрочная цель. Как развивать силу воли у ребёнка – ответы здесь.
- Концентрация внимания и сосредоточенность на предмете познания позволяют удерживать фокус на одном предмете или задаче в течение некоторого времени. Это мощный навык умственного труда, который даёт возможность обрабатывать более сложную, объёмную информацию, а также формировать новые нейронные связи.
- Самоанализ и самонаблюдение. Процессы, которые включают в себя осознание и изучение своих мыслей, эмоций, поведения и их причин. Эти навыки способствуют улучшению самооценки, повышению самосознания и раскрытию своего потенциала.
- Выносливость к монотонному труду. Без этого навыка ребёнок не сможет в течение длительного времени читать и писать от руки.
- Умение планировать свои дела и следить за временем, что помогает более ясно и чётко формулировать предстоящие дела, более быстро реализовывать поставленные цели.
- Умение преодолевать трудности – тренирует характер и укрепляет веру ребёнка в себя, развивает навыки и таланты, открывает новые возможности на пути к успеху.
- Умение испытывать радость за достигнутый результат. Это один из ключевых факторов для личностного роста, получения мотивации двигаться дальше и постоянно развивать свои интеллектуальные способности.
- Умение самостоятельно возвращаться к делу или заданию, которое не было закончено.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе развивают навыки умственного труда!
Все программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе направлены на развитие у детей навыков умственного труда.
Уникальность подхода учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе заключается в том, что дети приобщаются к умственному труду через работу с телом, выполнение графокоррекции и специальных психофизических упражнений. Участие в занятиях способствует активизации функций левого полушария мозга, формированию новых нейронных связей и повышению уровня когерентности в работе мозга.
Такие упражнения, как «Бой мяча», «Тучка-Солнышко», «Перекаты», прыжки на батуте, работа с комплектом массажёров для коррекции почерка дают фантастические результаты в короткие сроки. Так, на программе «Успешный Старт», которая длится всего 14 дней, дети не только преодолевают свои трудности с обучением: у них появляется мотивация учиться, развивается выносливость к монотонной нагрузке, формируются усидчивость, самодисциплина, ответственность за результат. Другими словами, дети открывают перед собой радость умственного труда, поэтому по возвращению в школу у них повышается академическая успеваемость.
Благодаря участию в программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе родители познают возможности своих детей в умственном труде. Это познают и сами дети, что положительно влияет на их успехи в школе, самооценку и даже общее поведение. После наших программ у детей происходит реальная трансформация их социального статуса, что оказывает благоприятное влияние на их дальнейшую судьбу.