Стресс у детей – это реальность, к которой нужно серьёзно относиться и которую надо учитывать как родителям, так и педагогам. Доказано, что стресс могут испытывать даже дети в возрасте до двух лет, а когда ребёнок начинает учиться в школе, то стресс, к сожалению, становится его постоянным спутником.
Почему ребёнок испытывает стресс, как помочь ему справиться с проблемой и как повысить стрессоустойчивость – ответы в нашей статье.
Причины стресса у детей
К наиболее распространённым причинам относятся:
- Адаптация к новой обстановке. Например, ребёнок идёт в детский сад или первый класс, переходит из начальной школы в среднюю, меняет одно учебное заведение на другое и т.д. Стресс возникает из-за того, что ребёнок неожиданно оказывается в непривычной для него среде, где нет значимых для него взрослых. Ему нужно привыкать к коллективу, педагогам и одновременно получать новые знания, поэтому почти все дети испытывают стресс, когда идут в школу.
- Высокие интеллектуальные нагрузки по учёбе. Большие объёмы домашних заданий, серьёзные требования со стороны педагогов провоцируют у детей состояние нервного напряжения. А если ещё ребёнок испытывает трудности с обучением, то он может постоянно находиться в состоянии стресса, что негативно отразится на его общем здоровье.
- Чрезмерная загруженность. Многие дети посещают музыкальную школу, всевозможные секции и кружки, занимаются с репетитором. У них просто нет времени для физического и эмоционального восстановления, поэтому их нервная система не выдерживает и они начинают испытывать стресс.
- Проблемы в отношении со сверстниками и педагогами.
Как понять, что ребёнок испытывает стресс?
Лучшие маркеры того, что ребёнок находится в стрессе, следующие:
- проявление необоснованной агрессии и в целом резкие перепады настроения;
- «откат» психики. Это состояние, при котором ребёнок начинает вести себя как маленький;
- длительные проблемы с качеством сна;
- быстрая утомляемость, вялость или, наоборот, постоянное нахождение в гиперактивном состоянии;
- психомоторные и вегетативные признаки. Например, прерывистая речь, заикание, нервные и навязчивые движения;
- снижение успеваемости в школе.
Такие состояния ребёнка нельзя игнорировать, так как после длительного стресса у человека ухудшаются когнитивные способности, снижается общее ресурсное состояние и ему ничего не хочется делать.
Как помочь ребёнку справиться со стрессом?
Для того чтобы справиться со стрессом и повысить стрессоустойчивость, совершенно необязательно принимать какие-то медицинские препараты. Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что стресс живёт в мышцах! Поэтому улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка и помочь ему научиться справляться со стрессом можно через физические упражнения.
Регулярная физическая нагрузка – это залог не только стабильного эмоционального состояния ребёнка, но и его успеваемости в школе. Но надо выбирать те упражнения, которые помогают улучшить работу мозга и улучшить общую координацию тела.
Базовые упражнения, которые рекомендует учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе, для снятия стресса у детей, это:
- регулярная ходьба на свежем воздухе;
- «Бой мяча», который позволяет наладить быструю связь мозга и тела и тем самым улучшить общее психоэмоциональное состояние;
- прыжки на обыкновенной скакалке или батуте.
Но одно из самых лучших упражнений для преодоления стресса у детей – это растяжка. Потому что она:
- повышает эластичность мышц и одновременно с этим улучшает работу мозга;
- помогает снять утомляемость, повысить иннервацию мышц тела;
- развивает способность к произвольному переключению и концентрации внимания;
- улучшает координацию движений;
- повышает способность контроля собственного тела.
За счёт растяжки удается не только повысить стрессоустойчивость, но и повысить функциональные возможности левого полушария мозга, тем самым активизировав умственную работоспособность ребёнка. Также происходит нормализация работы нервной системы, улучшается общий тонус организма.
Важно! Все упражнения нужно выполнять с речевым дыханием, потому что активное дыхание обеспечивает поступление кислорода не только в мозг, но и в мышцы.
Биометрия как ключ к решению проблем со стрессом
Многие дети испытывают сильный эмоциональный стресс из-за того, что их воспитывают и учат без учёта их индивидуальных особенностей. То есть сами родители провоцируют эмоциональное неблагополучие и стресс у своих детей!
Биометрическое исследование, которое проводится в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, позволяет получить точные рекомендации по обучению и воспитанию детей с учётом их генотипа.
Потому что биометрия показывает:
- какие методы обучения лучше всего подходят ребёнку;
- какие виды спорта для него выбрать, чтобы улучшить работу мозга и повысить стрессоустойчивость;
- почему у ребёнка есть психоэмоциональные проблемы;
- почему он испытывает трудности с обучением.
И самое главное! В биометрии прописаны индивидуальные рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка, соблюдение которых позволит повысить его стрессоустойчивость, решить проблемы с обучением и даже улучшить детско-родительские отношения.
Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы обязательно поможем вашему ребёнку научиться справляться со стрессом и решать психоэмоциональные проблемы, связанные с обучением в школе.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.