Проблема эмоционального неблагополучия детей приобретает всё большую актуальность. Это характерно не только для России, но и для других стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения, за последние 30-40 лет произошло резкое падение психического и психологического здоровья всех слоёв населения. Но в первую очередь страдают именно дети, потому что рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к неизбежному распространению невротических явлений среди детского населения.
В статье поговорим о том, что такое эмоциональное неблагополучие, о его признаках, последствиях для детей и способах решения проблемы.
Что такое эмоциональное неблагополучие?
Под этим термином принято понимать устойчивое отрицательное самочувствие ребёнка и ярко выраженные негативные реакции на происходящие вокруг него события.
Основной причиной эмоционального неблагополучия ребёнка считаются детско-родительские отношения, а точнее, стиль и манеры общения родителей со своими детьми.
Опыт консультирования семей, обращающихся за помощью в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, анализ анкетных данных и результаты диагностик, показывают, что эмоциональное неблагополучие ребёнка часто провоцирует поведение именно родителей, которые:
- излишни требовательны к своим детям, так как не учитывают их индивидуальных особенностей и реальных возможностей, в том числе интеллектуальных;
- сами испытывают личную высокую тревожность и находятся в неустойчивом психоэмоциональном состоянии, которое они переносят и на отношение с ребёнком.
Но более сложная ситуация возникает, когда в детско-родительских отношениях нет классической иерархии. Дети с трудом принимают общественные правила поведения, а их основной моделью поведения становится непослушание родителям.
Как правило, эмоциональное неблагополучие «подкрепляют» действия педагогов в школе. Очень много школьников страдают от необъективной оценки их возможностей со стороны учителей, что, естественно, приводит не только к психологическим проблемам, но и к снижению мотивации учиться.
Это только два общеизвестных фактора, которые провоцируют эмоциональное неблагополучие школьников. Но есть ещё и личностные особенности ребёнка, которые заложены генетически. И если их не знать и не учитывать в процессе воспитания и обучения, то это ещё больше усугубляет ситуацию.
При выстраивании отношений со своим ребёнком, родители, как минимум, должны учитывать:
- врождённые аналитические, ассоциативные, аналитические и другие способности ребёнка;
- уровень его коммуникабельности, реактивности, то есть способности принимать и совершать правильные и обдуманные поступки;
- сильные и слабые стороны личности, которые заложены от природы;
- есть ли у ребёнка рассогласованность в работе полушарий мозга. Ведь «конфликт» полушарий мозга, особенно когда правое полушарие подавляет функциональные возможности левого, приводит не только к трудностям в обучении, но и серьёзным психоэмоциональным проблемам, в том числе эмоциональному неблагополучию.
Чтобы снять конфликт…
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе рекомендуют ребёнку и его родителям пройти биометрическое исследование. Его результаты позволяют выработать индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребёнка с учётом его личностных особенностей, заложенных генетически.
Для семей, которые ищут быстрый способ вывести ребёнка из кризиса обучения и одновременно решить проблемы с его эмоциональным неблагополучием, мы рекомендуем пройти онлайн-диагностику. Потому что она позволяет:
- оценить текущее психоэмоциональное состояние ребёнка, в том числе определить его психологический тип и потенциал личности;
- установить, есть ли рассогласованность в работе полушарий мозга, как она влияет на обучаемость и психоэмоциональное состояние;
- понять причины повышенной эмоциональности и гиперактивности, неуправляемости и непослушания, сложностей с контролем своего поведения и эмоций;
- спрогнозировать поведение ребёнка в различных жизненных ситуациях, в том числе его реакцию на неудачи в школе, конфликты с педагогами, сверстниками, да и самими родителями;
- дать рекомендации по преодолению эмоционального неблагополучия и гармонизации личности, а также быстрому выходу из кризиса обучения.
К чему могут привести нерешённые проблемы эмоционального неблагополучия?
Нахождение в постоянном стрессе и неустойчивом психоэмоциональном состоянии могут привести к серьёзным негативным последствиям для ребёнка:
- Развитие неврозов и тиков.
- Появление постоянного чувства тревожности. Тревожные дети, как правило, очень замкнуты, не уверены в себе и своих силах, боятся проявлять инициативу и ответственность.
- Проявление неконтролируемой агрессии.
- Застревание на негативных эмоциях.
- Развитие различных страхов – от боязни общения со своими родителями до полного отказа от учёбы.
- Появление различных психосоматических расстройств.
- Постоянная апатия, которая дополняется резким падением инициативы, отсутствием каких-либо волевых побуждений.
Эмоционально неблагополучные дети часто плачут, легко обижаются, причём без видимой на то причины, постоянно находятся в плохом настроении. Они обычно ничем не интересуются и предпочитают большую часть времени проводить в одиночестве.
Естественно, что общее эмоциональное неблагополучие ребёнка приводит и к проблемам в учёбе, потому что в таком состоянии просто невозможно нормально учиться и преодолевать школьные трудности!
Рекомендации Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе
Чтобы помочь своему ребёнку справиться с эмоциональным неблагополучием, одной работы с психологом обычно недостаточно. Здесь требуется комплексный подход, который предполагает активную работу родителей над собой. Потому что именно родители несут ответственность за психоэмоциональное состояние своего ребёнка и в большинстве случаев они являются причиной его проблем.
Поэтому в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе диагностика эмоционального неблагополучия детей предполагает активное включение в этот процесс и одного из родителей, желательно мамы. Потому что мама – это первый и главный помощник своему ребёнку в решении его проблем.
Во всех программах Центра Дислексии родители – активные участники, а не сторонние наблюдатели. Они учатся вместе со своими детьми, осваивают гуманные подходы к воспитанию и обучению своего ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей функционирования мозга.
Если вы хотите помочь своему ребёнку справиться с эмоциональным неблагополучием, то мы рекомендуем:
- пройти онлайн-диагностику и уже на основе объективных данных о текущем функциональном состоянии ребёнка выстраивать детско-родительские отношения;
- работать над собой. Если вы сможете изменить свои подходы к воспитанию и обучению ребёнка, то автоматически это скажется и на его эмоциональном состоянии;
- включить в режим дня выполнение психофизических упражнений, которые помогут не только укрепить нервную систему, но и обеспечат правильную стимуляцию мозга, помогут улучшить ситуацию с обучением;
- выполнять цветоимпульсную стимуляцию с применением аппарата Меллон. Всего два сеанса в день по 10 минут помогут справиться с нарушениями эмоциональной сферы, стрессовыми расстройствами и психической дезадаптацией.
Обращайтесь в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вам и вашему ребёнку справиться с эмоциональным неблагополучием, предоставим рекомендации по оздоровлению детско-родительских отношений, обучению и воспитанию ребёнка, а также самостоятельному преодолению трудностей с учёбой.