Яндекс Метрика
Как научить ребёнка грамотно писать без ошибок: метод Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как научить ребёнка писать без ошибок?

19.11.2024

Последние данные, полученные по результатам ЕГЭ по русскому языку в 2024 году, говорят о том, что более 80% российских школьников являются недостаточно грамотными. То есть они пишут с ошибками и не могут своими словами раскрыть предложенные темы.

Как научить писать ребёнка без ошибок? Казалось бы, этой теме посвящены десятки работ, разработано множество пособий, в школе учителя на протяжении 11 лет учат детей писать без ошибок. Но всё равно с каждым годом безграмотных учеников становится всё больше.

И часто причина кроется даже не в отсутствии желания у детей учиться и прикладывать усилия, незнании ими правил русского языка или неумении применять их на практике. Сегодня всё больше детей никак не могут научиться писать грамотно без ошибок совершенно по другим причинам.

О неочевидных причинах безграмотности расскажем в нашем материале. Мы также рассмотрим техники и методики, которые позволяют научить ребёнка писать диктанты без ошибок, не заставляя его постоянно переписывать тексты и работать над ошибками.

Почему ребёнок не может грамотно писать?

Как научить ребёнка писать диктанты без ошибок

Безусловно, в основе грамотного письма лежит знание правил русского языка и умение применять их на практике. Это базис, от которого нужно отталкиваться.

Однако есть ряд серьёзных причин, почему дети не могут грамотно писать.

1. Недостаточное развитие слуховой памяти

Это вид кратковременной памяти, задача которой заключается в удержании на короткое время звуковой информации для её обработки и понимания. В частности, чтобы научить ребёнка писать диктанты без ошибок, нужно обязательно развивать у него слуховую память.

Нарушение слуховой памяти мешает научиться грамотно писать

О нарушениях слуховой памяти могут говорить следующие симптомы:

  • затруднения в понимании речи в шумных условиях;/li>
  • снижение способности к запоминанию и воспроизведению звуков;
  • трудности с фонологической памятью (запоминание звукового состава слов);
  • проблемы с освоением навыков чтения и письма, а также трудности с изучением иностранного языка.

Сегодня проблемы со слуховой памятью наблюдаются у множества детей без статуса ОВЗ. Одна из основных причин нарушения слуховой памяти – это активное стимулирование правого полушария.

2. Слабые мышцы артикуляционного аппарата

Для грамотного письма нужно писать с проговариванием. Однако если у ребёнка слабо развиты мышцы артикуляционного аппарата, то ему будет крайне трудно писать с проговариванием. А значит, он не будет слышать то, что пишет. Соответственно, ему не удастся вовремя заметить ошибкоопасное место.

Улыбка-Трубочка помогает научиться грамотно писать

Самое эффективное упражнение для развития мышц артикуляционного аппарата – «Улыбка-Трубочка».

3. Слабая иннервация пальцев рук

О том, что такое иннервация пальцев рук, подробно изложено в этом материале. Здесь же отметим, что из-за недостаточной иннервации пальцев рук дети при выполнении письменных работ сосредоточены только на желании быстрее дописать текст до конца, потому что им тяжело писать от руки и в некоторых случаях даже больно физически.

Естественно, что при болевых ощущениях в пальцах рук ребёнку будет крайне трудно научиться писать грамотно без ошибок, потому что из-за боли ему будет трудно сосредоточиться на проверке написанного текста.

Для улучшения иннервации пальцев рук лучше всего подходит упражнение «Тучка-Солнышко».

4. Синкинезии у детей

Под синкинезией понимают непроизвольное (неконтролируемое) движение мышц одной части тела при совершении движения другой частью тела. Часто ребёнок во время письма совершает хаотичные движения ногами или другой рукой, у него высовывается язык.

Синкенизии мешают научиться грамотно писать

Ребёнок с синкинезией значительно быстрее устаёт, у него снижается работоспособность, так как мозгу приходится обрабатывать множество лишних импульсов от хаотичных движений. Поэтому школьник не может сосредоточиться на письме, из-за чего часто и совершает множество «глупых» ошибок. Да и как он будет писать с проговариванием, если у него постоянно высунут язык или он отвлекается на другие непроизвольные действия?

Научить ребёнка писать без ошибок не удаётся и вследствие таких причин:

  • Наличие нарушений, связанных с равновесием и координацией. На первый взгляд кажется, что эти проблемы обусловлены только слабым вестибулярным аппаратом. Однако слабый вестибулярный аппарат говорит о том, что у ребёнка нарушены функции внутреннего уха, которое отвечает, в том числе за восприятие речи на слух. В результате ребёнок плохо понимает текст под диктовку и из-за этого совершает ошибки. Улучшить равновесие и координацию движений можно с помощью простого упражнения «Перекаты».
  • Леворукость. Ребёнок-левша из-за того, что все действия выполняет левой рукой более активно стимулирует правое полушарие. А в большинстве случаев бывает так, что ребёнок от природы – левополушарный. Так и возникает конфликт доминирования полушарий, который приводит к проблемам в обучении, в частности, не позволяя научить ребёнка писать без ошибок.
  • Слаборазвитая зрительно-моторная координация, то есть отсутствие согласованной работы в системе «мозг, глаза, рука».
  • Информационная перегрузка ребёнка, из-за чего даже развивается синдром ускоренного мышления.
  • Отсутствие регулярной физической нагрузки, а ведь именно с помощью физкультуры можно преодолеть многие трудности с обучением, в том числе научить ребёнка правильно писать без ошибок.
  • Нарушение режима дня и отдыха. Почему для каждого ребёнка важно соблюдать режим дня – ответы здесь.
  • Низкий уровень самоконтроля, в том числе неустойчивое психоэмоциональное состояние. Из-за этого ребёнку трудно контролировать себя, ему тяжело сосредоточиться на выполнении заданий, что приводит к появлению ненужных ошибок.

Как научить ребенка писать грамотно без ошибок?

Для этого совершенно необязательно часами переписывать тексты и работать над ошибками. Методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, с которой вы можете познакомиться лично на программе «Интеллектуальные выходные», позволяет стимулировать мозг, формируя правильную нейродинамику, что благоприятно сказывается на уровне грамотности.

И начинать нужно с постановки техники речевого дыхания, которое является энергетической основой грамотного письма. Благодаря развитию речевого дыхания:

  • появляется плавность речи;
  • улучшается ровность и аккуратность почерка;
  • повышается уровень грамотности, так как ребёнок учится писать с проговариванием и ему для этого хватает воздуха;
  • мозг насыщается кислородом, что развивает физическую и умственную выносливость ребёнка.

Учим ребёнка писать без ошибок

Также необходимо:

  • улучшить иннервацию пальцев рук;
  • развить у ребёнка выносливость к монотонной нагрузке;
  • сформировать зрительно-моторную координацию;
  • научить ребёнка распределять и переключать внимание.

И для этого достаточно выполнять всего несколько базовых упражнений. В первую очередь, это «Бой мяча», «Тучка-Солнышко» и графокоррекция.

Графокоррекция для того, чтобы научиться грамотно писать

Графокоррекцией желательно заниматься каждый день. Перед выполнением уроков достаточно 10-15 минут, чтобы настроить мозг на работу и повысить его продуктивность. Всего же на неделе рекомендуется тренироваться три раза, а продолжительность одной тренировки должна быть не менее 45 минут.

Освоить эти упражнения, а также ряд других, которые помогают решить проблемы с обучением и научить ребёнка грамотно писать, можно по «Методическим рекомендациям», доступным в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Чем ещё заниматься ребёнку, чтобы повысить уровень грамотности?

Необходимо:

  • как можно больше читать вслух, потому что чтение вслух развивает речевое дыхание, разрабатывает артикуляционный аппарат. Желательно, чтобы ребёнок читал вслух хотя бы все уроки, заданные на дом. А ещё лучше дополнительно читать вслух каждый день минимум по 30 минут;
  • тренировать орфографическое чтение, в том числе читать орфографические словари, чтобы запоминать словарные слова;
  • практиковать письмо по памяти. Например, ребёнок читает пять слов в орфографическом словаре, а потом по памяти их записывает;
  • работать с массажёрами для улучшения качества почерка. Они отлично развивают крупную моторику, помогают в формировании новых нейронных связей и правильной нейродинамики чтения и письма, а также активно стимулируют работу мозга;
  • регулярно тренировать скорость письма. Отличный вариант – переписывание текстов или конспектирование учебных материалов.

Повышение уровня грамотности в Родительской Академии

Для оказания самостоятельной помощи ребёнку с трудностями в обучении рекомендуем также вступить в онлайн-сообщество «Родительская Академия». Библиотека клуба постоянно пополняется новыми экспертными эфирами из разных областей, просмотр которых позволяет выстроить эффективную систему помощи своему ребёнку и вернуть ему мотивацию учиться.