В статье поговорим о том, что такое нейробика и почему мы не рекомендуем заниматься нейробикой детям с трудностями в обучении, дислексией, дисграфией.
Что такое нейробика?
Термин «нейробика» образован от двух слов – «нейрон» и «аэробика», то есть это гимнастика для мозга. Первоначально нейробика позиционировалась как средство для профилактики деменции для пожилых людей, однако в дальнейшем нейропсихологи стали активно применять её в работе с детьми для решения проблем с обучением.
Однако в функционировании мозга пожилых людей и развивающегося детского мозга есть много отличий. Для пожилых людей такой способ активизации работы мозга может быть полезен. Но детям необходимо формировать правильную нейродинамику в рабте мозга и автоматизмы в движениях. Необходимо начинать с самых простых движений, доводя их до автоматизма и только потом переходить к новым, более сложным действиям, которые лежат в основе чтения и письма.
Основные принципы нейробики мозга
Если объяснять простыми словами, то основной принцип нейробики заключается в том, что привычные действия нужно выполнять необычным способом. Такой подход может быть полезен при работе с пожилыми людьми, чтобы мозг начал более активно формировать новые нейронные связи. Например, предлагается одновременно чистить зубы и расчёсывать волосы.
Но если говорить про нейробику для детей дошкольного и школьного возраста, то многие из предложенных в данном комплексе упражнений, предполагающих выполнение асимметричных движений, разноплановые движения обеими руками, несогласованные движения правой и левой стороной тела будут вызывать рассогласованность в работе полушарий мозга, что сегодня часто и является основной причиной проблем с обучением. Более того, это просто перегружает детский мозг, формируя ненужные нейронные связи. Это становится понятно даже самим детям, которые прошли программы в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе не используется нейробика для детей с трудностями в обучении. Мы также не рекомендуем занятия нейробикой детям, которые учатся хорошо, чтобы не провоцировать рассогласованность в работе мозга и снижение качества обучаемости.
Для активизации работы мозга и повышения согласованности в работе правого и левого полушарий мозга в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяются базовые упражнения на координацию и переключаемость, а также повышение выносливости к монотонным нагрузкам.
Базовые физические упражнения по методу учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе позволяют:
- активизировать функции обоих полушарий мозга, тем самым повысив его работоспособность и расширив интеллектуальные возможности человека;
- стимулировать работу памяти и мышления;
- улучшить общее самочувствие и даже решить ряд психоэмоциональных проблем, так как будет достигнута согласованная работа мозга.
- эффективно обеспечить профилактику дислексии, дисграфии, СДВГ и других трудностей с обучением.
Решение проблем с обучением у детей достигается благодаря тому, что формируется левополушарная доминация в работе мозга. Поэтому в методе учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе упор делается на правую руку, чтобы активизировать работу именно левого полушария. Благодаря монотонным занятиям и упражнениям на статическую нагрузку у детей формируется выносливость к монотонным учебным занятиям. За счёт этого тренируются и появляются новые нейронные связи, а также повышаются когнитивные способности не только у детей, но и у пожилых людей.
Важно! Занимаясь по методу Татьяны Гогуадзе, упражнения нужно заканчивать на правой руке, тем самым закрепляя доминацию левого полушария мозга. Потому что именно оно отвечает у нас за логику, математику и обучение в целом.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе в частности, для улучшения качества почерка дети работают со специальным комплектом массажёров (подробнее, как использовать массажёры, рассказываем в этом материале).
Базовыми упражнениями для преодоления трудностей с обучением по методу Татьяны Гогуадзе являются:
- «Бой мяча». Это доступное и универсальное упражнение для преодоления рассогласованности в работе мозга, укрепления нервной системы и даже улучшения техники письма и чтения. Данное упражнение подходит детям с 5 лет и взрослым. Всё, что требуется для выполнения упражнения, – это стоять на одном месте и отбивать мяч попеременно то левой, то правой рукой.
- «Тучка-Солнышко». Это упражнение предназначено для повышения иннервации пальцев рук, одновременного развития их подвижности и скоординированной работы. Занятие предполагает попеременное сжимание и разжимание пальцев рук. Несмотря на то, что упражнение внешне может показаться похожим на нейробику, но суть упражнения именно в том, чтобы повысить иннервацию. Техника выполнения в данном упражнении другая, поэтому важно понимать его суть и те задачи, которое оно решает.
- «Перекаты». Во время выполнения упражнения ребёнок учится контролировать движения и управлять своим телом, формируется способность переключаться с одного движения на другое. А значит, у него повышается уровень координации и самоконтроля, он обучается концентрироваться на движениях собственного тела (подробно, как выполнять «Перекаты», рассказываем в этой статье).
- Ходьба крестом. Цель упражнения – коснуться попеременно правой ладошкой левого колена, а потом левой ладошкой правого колена.
Представленные выше упражнения – универсальные и доступные, они действительно помогают в короткие сроки улучшить межполушарную координацию и активизировать функции мозга как у детей, так и пожилых людей. А нейробика противопоказана детям, потому что она предполагает выполнение разноплановый действий двумя руками, что может привести к рассогласованности полушарий мозга и тем самым ухудшить ситуацию с обучением, а также поведением.
Записывайтесь на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем вашему ребёнку преодолеть его проблемы с обучением.