Яндекс Метрика
Моторная неловкость у детей: что это такое, почему возникает и как преодолеть моторные трудности
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Что такое моторная неловкость и почему она мешает ребёнку нормально учиться?

17.01.2023

Под моторной неловкостью понимают неточность выполнения целенаправленных движений, что у детей обычно проявляется в трудностях удержания равновесия и контроле положения своего тела в пространстве. 

Сразу необходимо отметить, что моторная неловкость это, прежде всего, особенность работы нервной системы ребёнка, которая провоцирует моторную неуклюжесть. Ребёнок просто не может приложить усилия, чтобы взять под контроль движения собственного тела, из-за чего ему трудно правильно сидеть за столом и концентрироваться на выполнении учебного задания.

Более того, из-за общей моторной неловкости он даже не может правильно держать ручку/ карандаш при выполнении письменных работ, что, естественно, негативно сказывается не только на почерке, но и на обучении в целом.

Пример письма ребёнка с моторной неловкостью

На письме моторные трудности у ребёнка обычно проявляются как диспраксия письма – нарушение сферы произвольных движений при отсутствии каких-либо патологий мышечного тонуса, параличей и других отклонений.

Ребёнок с моторными трудностями обычно имеет очень неаккуратный почерк, пишет с ошибками, хотя при этом может отлично знать правила, а сам процесс письма у него отнимает очень много времени и сил.

Признаки моторной неловкости у детей

Моторная неловкость как причина проблем с обучением

О наличии моторных трудностей можно судить по следующим признакам:

  • ребёнок кажется неуклюжим, а его движения – несоразмерными;
  • устойчивые проблемы с самообслуживанием. Дети с моторными трудностями очень долго и с трудом осваивают такие простые навыки, как завязывание шнурков, застёгивание пуговиц. Их довольно сложно приучить самостоятельно чистить зубы, застилать за собой постель, убирать свои вещи и т.д.
  • отказ от подвижных игр, где необходимо постоянно двигаться и менять положение своего тела в пространстве. Таким детям сложно освоить прыжки на скакалке и даже простое упражнение «Бой мяча»;
  • слабо развитая зрительно-моторная координация;
  • ребёнку сложно в течение длительного времени стоять или сидеть в одной позе. Это обычно объясняется тем, что у детей с моторной неловкостью очень слабый мышечный тонус, поэтому они не могут удерживать своё тело в одном положении. Таким детям могут ставить диагноз СДВГ.

При наличии моторных трудностей часто наблюдается поздняя латеризация (определение доминирующего полушария в работе мозга). Такой ребёнок многие действия выполняет и правой, и левой рукой. При этом все действия он совершает одинаково слабо и неточно.

Предложите своему ребёнку попробовать скандинавскую ходьбу. Обычно моторная неловкость сразу же проявится как рассогласованность движений при ходьбе: у него руки и ноги одной части тела (левой и правой) будут двигаться синхронно, а должны двигаться асимметрично. То есть если шаг совершается левой ногой, то вперёд должна выбрасываться правая рука и, соответственно, наоборот.

Скандинавская ходьба как показатель наличия моторной неловкости у детей

Важно знать родителям!

Моторную неловкость нельзя перерасти, и никакие репетиторы здесь не помогут. Однако её можно преодолеть, для чего необходимо, в первую очередь, больше ходить, бегать и выполнять специальные физические упражнения.

Как преодолеть моторные трудности у детей?

Первостепенная задача – сформировать у ребёнка моторную дисциплину и активизировать работу мозжечка. Потому что мозжечок в нашем организме отвечает за:

  • координацию движений;
  • поддержание мышечного тонуса;
  • регуляцию равновесия, эмоций и внимания.

Если у ребёнка есть мозжечковая недостаточность, то снижается мышечный тонус, что провоцирует и проблемы с выполнением письменных работ. У ребёнка с моторной неловкостью часто отмечается тремор рук, поэтому ему крайне сложно сосредоточиться на письме.

Когда мы улучшаем работу мозжечка, то одновременно работаем над улучшением почерка и даже повышением уровня грамотности.

Без преодоления моторных трудностей просто не получится сформировать у ребёнка красивый и аккуратный почерк, так как его мозг нужно научить переключаться, видеть и контролировать, что делают его руки.

Какие упражнения выполнять?

Для преодоления моторной неловкости рекомендуется выполнять психофизические упражнения, которые представляют собой нагрузку на стыке психологии, физкультуры и психотерапии.

Психофизические упражнения:

  • улучшают координацию движений;
  • повышают контроль над собственным телом;
  • тренируют концентрацию внимания, способность к произвольному переключению.

Чтобы добиться быстрого и заметного результата рекомендуем выполнять следующие упражнения:

  • «Тучка-Солнышко». Ребёнок должен попеременно сжимать и разжимать кулаки, стараясь максимально напрячь все пальцы.
  • «Графокоррекция» – помогает преодолеть моторные трудности, развивает лучезапястный сустав, способствует решению многих психоэмоциональных проблем.
  • Работа с эспандером, который отлично стимулирует мозжечок, помогает преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга и одновременно укрепляет кисти рук.

Это базовые упражнения, которые доступны каждому ребёнку с моторными трудностями. Они помогают быстро улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка, укрепить его нервную систему, повысить уровень координации тела и развить зрительно-моторную координацию. Начните выполнять эти упражнения – и вы заметите положительные изменения уже через несколько дней!

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также готов помочь каждому ребёнку, у которого есть моторная неловкость и различные трудности с обучением. Записывайтесь на онлайн-диагностику – и вы сможете самостоятельно помочь своему ребёнку быстро решить его проблемы.