Яндекс Метрика
Письмо от руки или печать на компьютере: что лучше для мозга
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Письмо от руки и набор текста на компьютере: в чём разница влияния на мозг?

30.08.2023

После окончания школы и университета современный человек практически сразу прекращает писать от руки. Но даже многим студентам сейчас нет необходимости все лекции собственноручно конспектировать, так как учебные материалы доступны в электронном варианте.

И если в российских школах дети ещё «по старинке» пишут от руки, то в Европе массово отказываются от обучения детей письму: уже с первого класса ученики печатают на компьютерах или планшетах. Так, Финляндия стала первой страной, где уроки письма исключили из школьной программы. Учителям разрешили не принуждать детей к письму, а пользоваться для записей тем, чем им удобнее: ноутбуком, планшетом или тетрадями.

Результаты коррекции почерка по методу Татьяны Гогуадзе

Но что плохого в том, что детям не надо больше осваивать этот трудный навык – письмо от руки? Казалось бы, таким образом решается сразу же множество проблем: не будет субъективного снижения оценок из-за плохого и неразборчивого почерка, а сами дети быстрее освоят цифровые технологии, которые, очевидно, им пригодятся в дальнейшем по жизни.

Однако различные научные исследования говорят об обратном: чем больше человек пишет от руки, тем лучше работает его мозг. В качестве доказательств можно сослаться на ряд исследований, которые в экспертном сообществе были оценены очень высоко.

Наиболее известна работа учёных Токийского университета (начало 2021 года). Специалисты вместе с сотрудниками Института управленческого консалтинга NTT Data определяли, каким образом эффективнее фиксировать информацию, чтобы она лучше запоминалась. В исследовании принимали участие студенты и недавние выпускники вуза (полное описание исследования и его ход доступно по ссылке).

Участники были разделены на 3 группы. Каждому человеку нужно было составить вымышленное расписание на два месяца вперед, состоящее из 14 пунктов. В зависимости от того, как записывалась информация, и было осуществлено разделение на группы:

  • ручкой на бумаге;
  • стилусом в планшете;
  • в календарь на смартфоне.

Больше никаких условий испытуемым не надо было соблюдать. Все записи им предлагалось делать так же, как если бы они это делали в реальной жизни. Далее респондентам был дан час перерыва, чтобы они могли отвлечься.

Письмо от руки после коррекции по методу Татьяны Гогуадзе

Только после этого им начинали задавать вопросы разной сложности об их календаре. При этом, когда участники отвечали на вопросы, то они проходили функциональную МРТ.

Так вот, исследование показало, что в процессе письма активность мозга увеличивалась, благодаря чему улучшалась способность к запоминанию. Респонденты, которые записывали данные в блокнот от руки, выполнили все задания на 25% быстрее в отличие от пользователей планшетов и смартфонов.

Таким образом, учёные подтвердили, что применение ручки и бумаги позволяет создавать в мозге больше так называемых «крючков», на которые как бы крепятся воспоминания. Одновременно письмо от руки активнее стимулирует сенсомоторные части мозга, потому что во время него создаётся контакт между различными частями мозга. За счет этого и открываются его ресурсы для обучения: то есть, чем больше человек пишет от руки, тем выше его способность к обучению.

Стоит также отметить, что исследование японских учёных было проведено через год после работы Норвежского института естественных и технических наук. Сотрудники института выясняли, какой способ фиксации информации наиболее эффективен для обучения – письмо от руки, печать на компьютере или рисование. Работа мозга изучалась с помощью электроэнцефалограммы высокой плотности, а в эксперименте участвовали учащиеся в возрасте 12-22 лет (полная статья доступна по ссылке).

Главный вывод исследования заключается в том, что письмо от руки намного лучше стимулирует мозг, так как в работу включаются самогенерирующие движения. Именно благодаря этому формируются более сложные нейронные связи, а вот при наборе текста на компьютере и рисовании такого эффекта нет.

Навык письма от руки ни в коем случае нельзя утрачивать, потому что таким образом человек сам ухудшает работу своего мозга! А значит, снижаются его продуктивность, эффективность и работоспособность. Именно поэтому на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе повышенное внимание уделяется развитию навыка письма от руки, потому что это один из лучших и естественных «тренажёров» для развития мозга.

Более того, писать от руки нужно как можно больше и взрослым, если они хотят по максимуму использовать возможности своего мозга. Понятно, что просто так никто не будет писать сочинения, письма друг другу и отправлять их по почте. Поэтому один из оптимальных вариантов – выполнение графокоррекции, специального психофизического упражнения, которое является авторским методом Татьяны Гогуадзе и зарегистрировано как товарный знак.

Графокоррекция помогает восстановить навык письма от руки

При занятиях графокоррекцией не только улучшается качество почерка, но и активно формируются нейронные связи, стимулируется работа мозга, развиваются такие навыки, как саморегуляция, самодисциплина, сила воли. А всё вместе это позволяет поддерживать организм в высоком ресурсном состоянии и быть более работоспособным и продуктивным.